После нью-йоркской трагедии финансовые институты, содержащие в своем названии слово «исламский», попали под подозрение в оказании поддержки террористам. Есть ли для этого основания? Книга "Теория и практика исламского банковского дела" (автор - Журавлев А.Ю.) дает однозначный ответ «нет», впрочем, этот ответ она дает как бы невзначай, поскольку носит не полемический, а прикладной характер. Рассматривая феномен исламского банкинга преимущественно в его эталонных формах, она знакомит читателя с общими принципами построения и основными особенностями деятельности финансовых институтов, функционирующих в соответствии с мусульманскими экономическими технологиями.
В силу специфики предмета автор немало места уделяет рассмотрению концептуальных начал исламской экономики, основам исламских экономических воззрений. Ислам не отменил известные законы хозяйственной жизни и не ввел новые. Для автора, следующего за точкой зрения мусульманских ученых, это такой же нонсенс, как христианская периодическая таблица или буддистский закон гравитации. И все же исламская модель отличается от общепринятой, поскольку соответствующее вероучение вменяет ей моральный кодекс как необходимый фактор системного баланса, не отменяя того обстоятельства, что ислам поощряет коммерцию и предпринимательство, но с оговоркой о необходимости не нанести ущерб благу общества. В этом смысле исламская экономика предстает как вариант этической экономики и экономики «третьего пути».
Наиболее очевидным проявлением данного фактора в исламской модели выступает постулат о греховности ссудного процента (именуемого «риба») и, следовательно, невозможности продавать и покупать деньги как товар. Это, говоря коротко, та мировоззренческая и техническая основа, на которой зиждется банковское дело по-исламски. Предположение, что такой механизм обрекает финансовые операции на убыточность, а проводящие их институты - на вымирание, не подтверждается жизнью.
Книга излагает историю возникновения исламского банкинга в его современном виде начиная со скромных попыток середины 60-х гг. и «большого взрыва» середины 70-х. За это время исламское банковское движение привело к возникновению около 200 работающих на непроцентной основе финансовых учреждений в 40 странах (не только мусульманских), включая Россию. Это преимущественно сравнительно небольшие организации, в основном ориентированные на внутренние рынки своих стран. Из примерно 185 млрд долл. их совокупных активов в международных трансакциях задействовано только порядка 30 млрд. Из них около 60% приходится на средства, размещенные через рынок краткосрочных денежных ресурсов в западных банках и корпорациях, 10 - на краткосрочное торговое финансирование, 20 - на долгосрочное проектное финансирование, еще 10% - вложения в инвестиционные портфели и фонды.
Вопросы вызывает капитализация исламских банков, хотя это проблема едва ли не всех развивающихся экономик. В то же время приводимые сопоставления финансовых коэффициентов исламских и обычных (conventional) банков оказываются в пользу первых. Если соотношение капитала и активов во второй половине 90-х гг. у первой мировой банковской десятки было 4,8%, то у первой исламской десятки - 9,7%. Рентабельность капитала составляла, соответственно, 16,1% и 23,2%, рентабельность активов - 0,9% и 1,2%.
Между тем, констатирует автор, всемирная гегемония процента не могла не наложить отпечатка на финансовую практику мусульманских стран. Идея приемлемости процента глубоко укоренилась среди профессиональных финансистов и государственных деятелей, а также в общественном мнении. Большая часть исламских банков базируется в государствах, сохраняющих, условно говоря, западные формы организации хозяйственной жизни. Поэтому данные финансовые учреждения (кроме Ирана, Пакистана, Судана) занимают в своих национальных финансовых системах анклавное положение. Хотя лидеры по части развития исламского финансового сектора, например Бахрейн и Малайзия, активно работают над созданием юридических и операционных условий, учитывающих особенности этого типа бизнеса.
В монографии А. Журавлева читатель найдет много интересных сведений об исламском банковском деле. Интересно это будет, по-видимому, и профессиональным финансистам.
Юрий Терехов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Классика сбережений - вклад в банке. Услуги на рынке валютных обменов FOREX. Дилинговые центры FOREX. Стратегии управления инвестиционным портфелем. Оптимальный выбор — фьючерсы. Отечественный рынок производных финансовых инструментов. Есть ли вечные ценности или имеет ли смысл инвестировать в золото, серебро, платину и платиноиды? Модели ипотечного кредитования и перспективы их применения. Зарубежная недвижимость. Домик у моря. Инфляция или укрепление рубля: какое из зол меньше? Золото как инструмент оптимизации инвестиционного портфеля.Ипотека. Сегодня это слово у всех на слуху. Однако далеко не все знают...
Лучше банка может быть только… брокер!
Патентная неизбежность для малого бизнеса
Инновационные программы должны быть подвергнуты "усушке"
425 000 000 клиентов Facebook, которые не приносят доход
Что должен знать клиент, прежде чем заключить договор с банком
Ипотека: монополия или конкуренция
Первичный и вторичный рынки ценных бумаг
Виды инвестиционных качеств ценных бумаг и методы их оценки
Информация, размещенная на сайте, получена из открытых источников, не претендует на полноту, актуальность и гарантированную достоверность, не предоставляется с целью оказания консультативных услуг и не является публичной офертой к осуществлению каких-либо инвестиций. Редакция проекта и авторы текстов не несут ответственности за возможные убытки, связанные с использованием содержащейся на страницах портала bankmib.ru информации. Финансовое инвестирование сопряжено с повышенным риском, в связи с чем инвесторам необходимо провести самостоятельный анализ ситуации и объектов инвестирования перед вложением средств.