В долгах как в шелках. Рост рынка потребительского кредитования. Правила денег от Уоррена Баффета, инвестора №1 в мире.

Диверсификация как инструмент роста коммерческого банка.

Диверсификация - важнейшее направление активной деятельности банков. Проведение диверсификационных мероприятий идет по двум направлениям: проникновение в виды бизнеса, выходящие за пределы банковского сектора, и расширение спектра предлагаемых банковских продуктов и услуг. Современные банки как сложные финансовые институты действуют в различных отраслях финансового рынка и экономики в целом.

Причин, побуждающих банки к диверсификации, несколько. Основная - снижение процентной маржи в результате ужесточения конкуренции в традиционной банковской сфере. Предполагается, что в дальнейшем обычная депозитная и кредитная деятельность банков будет сжиматься в связи с расширением практики привлечения ресурсов через рынок ценных бумаг. Другая важнейшая причина — необходимость снижения рисков. Действительно, крупные диверсифицированные финансовые структуры могут снизить риск за счет распределения вложений в различные (нефинансовые) сектора и применять более дорогостоящие и совершенные системы управления рисками.

Организационные подходы к проведению диверсификации могут быть разными. К примеру, банк может создать новое звено в целях функционирования в другой отрасли или приобрести долю в капитале действующей хозяйственной единицы. Корпоративные сделки проводятся либо с приобретением части акций, либо с помощью слияния-поглощения. В первом случае банк приобретает неконтрольный пакет акций для создания стратегического альянса или производит перекрестный обмен долей в уставном капитале банка и компании. В перспективе эта сделка ведет к слиянию-поглощению и установлению полного контроля над бизнес-единицей. В современных экономических условиях этот подход является доминирующим в ходе проведения диверсификации банковской деятельности. Банк постепенно осваивает новую сферу бизнеса, но может выйти из нее при неблагоприятных событиях.

Отраслевая направленность диверсификации банков - инвестиционный и страховой бизнес. Проникновение в относительно близкие виды финансового бизнеса обосновывается возможностью получения дополнительных доходов. Это достигается за счет совместного использования каналов сбыта банковских, инвестиционных и страховых продуктов, а также с помощью перекрестных продаж, когда клиентам банка, например, предлагаются услуги по ценным бумагам и страхованию. Привлекает банки и более высокая прибыльность инвестиционного и страхового бизнеса по сравнению с прибыльностью банков. В отечественных условиях этот фактор пока нельзя признать определяющим. Однако, возможно, такая ситуация сложится в перспективе при развитии рынка ценных бумаг и расширении операций страхования. Другая привлекательная сторона - получение доступа к временно свободным денежным средствам. Так, в экономически развитых странах доля депозитных вложений сократилась в отличие от инвестиционных вложений и активов страховых и пенсионных фондов.

Продвижение зарубежных банков на страховой рынок обосновано и тем, что этот финансовый сектор развивается более высокими темпами, чем банковская сфера. Банк имеет определенные преимущества при вхождении в этот близкий бизнес в виде широкой сети филиалов и отделений, каналов реализации услуг и больших активов. Проведение диверсификационных мероприятий осуществляется с помощью создания банком собственной страховой компании, партнерского обмена акциями, формирования совместного бизнес-звена, приобретения действующей страховой компании.

Вхождение коммерческого банка в инвестиционный бизнес предполагает получение им конкурентного преимущества. Оно будет более значительным, если банк сотрудничает с крупными корпоративными клиентами и имеет положительную деловую репутацию. Однако инвестиционный бизнес отличает ряд особенностей, которые банку следует учитывать в его диверсифи-кационной стратегии. Так, банк действует в своей сфере с определенной степенью осторожности, инвестиционный бизнес, наоборот, функционирует в сфере высокорисковых технологий. Клиентура банка относительно постоянна, а в инвестиционном секторе идет динамичное обновление клиентской базы. Ведение банковского бизнеса настроено на процесс, а инвестиционного - на конечный результат. Вознаграждение сотрудников банка основано на консервативной системе в противовес комиссионному подходу к этому вопросу в инвестиционных структурах.

Теоретическое обоснование преимуществ, получаемых банком при проникновении в инвестиционный и страховой бизнес, понятно. Но на практике при проведении диверсификационных мероприятий возникает ряд проблем. Так, организация перекрестной продажи банковских, инвестиционных и страховых продуктов вроде бы должна приносить значительный эффект за счет масштаба. По мнению же специалистов, потенциальные преимущества масштаба диверсификации нивелируются значительными организационными и управленческими осложнениями. Существенную роль играет и различие в корпоративной культуре этих финансовых институтов.

Решение об осуществлении диверсификационной стратегии требует от банка тщательной подготовки и подробной аналитической работы. Необходима оценка будущего эффекта масштаба от вступления в другие сферы финансового бизнеса и технологии проведения операций.

Финансовая наука и теория банковского дела рассматривают несколько видов диверсификационного движения банка. К примеру, диверсификация активов оценивается как изменение их структуры за счет размещения средств в новых, нетрадиционных для банка видах активов. В свою очередь диверсификация валютных резервов - это расширение валютных активов крупных предприятий, транснациональных корпораций и транснациональных банков путем включения в их состав разных валют, что в конечном итоге обеспечивает эффективность международных расчетов и защищает внешнеэкономическую деятельность корпораций от валютных рисков. И то и другое является способом снижения банковских рисков.

Отечественный опыт диверсификации банковской деятельности специфичен и определяется рядом факторов. Во-первых, в отличие от других государств российский банковский бизнес универсален по характеру. Отсутствуют законодательные ограничения на проникновение банков в другие сектора финансового бизнеса.

До недавнего времени российские банки не рассматривали инвестиционный и страховой бизнес в качестве цели диверсификации. Банки стремились взаимодействовать с крупными корпоративными клиентами. Это объяснялось стабильностью и объемностью их денежных потоков и необходимостью пополнения финансовых ресурсов банка. Основные операции по слиянию и поглощению проводились с действующими предприятиями реального сектора экономики. При участии коммерческих банков создавались крупные финансово-промышленные комплексы.

В настоящее время ситуация значительно изменилась. Потребности банковской клиентуры в инвестиционных и страховых услугах способствуют активному участию банков в расширении этих финансовых институтов. В рамках отраслевых интересов создавались кэптивные страховые организации, инвестиционные компании и негосударственные пенсионные фонды. Привлекательность участия банков в этом процессе связана с возможностями концентрации ресурсов и их использованием в корпоративных интересах, снижения уровня налогообложения и обеспечения страховой защиты имущественных интересов всех звеньев финансово-промышленного комплекса.

Есть множество примеров активного участия крупных коммерческих банков в деятельности отечественных холдингов, финансово-промышленных групп и альянсов. Так, группа Московский деловой мир (МДМ) объединяет МДМ-банк, Петровский народный банк, Комисоцбанк, Выборг-банк, Конверс-банк, страховую компанию «РЕСО-Гарантия» и ряд других промышленных и финансовых звеньев. Группа «Интеррос» сформирована при участии Росбанка, АКБ «Международная финансовая компания» (МФК), Балтонэксимбанка, страховой компании «Интеррос-Согласие», негосударственного пенсионного фонда «Интеррос-Достоинство», инвестиционной компании «Инрос-Капитал» и др. Комплекс «Содружество» сформирован Автобанком, Брянским народным банком, страховой компанией «Ингосстрах» и коммерческим банком «Ингосстрах-Союз».

В банковской сфере значимое место занимает внутренняя диверсификация. Коммерческие банки в рамках классификации по типам бизнеса и рыночной ориентации дифференцируются на кредитные, расчетные, рыночные, банки для банков и розничные банки. Последние имеют диверсифицированную структуру активов и являются универсальными банковскими институтами. Это самая многочисленная группа российских банков. Они способны предоставить своей клиентуре широкий спектр услуг.

В настоящее время наиболее функциональными являются розничные и кредитные банки. Наличие диверсифицированной структуры активов и пассивов у розничных банков содействует их оперативному приспособлению к изменениям конъюнктуры финансового рынка, обеспечивает устойчивость доходов. Большой спектр финансовых услуг для партнеров и клиентов рождает устойчивый спрос и доверие к банку.

Анализ отечественного опыта позволяет отметить, что отсутствие жестких законодательных ограничений, активное участие в инвестиционном и страховом бизнесе и внутренняя диверсификация способствовали формированию и развитию российских банков как широко диверсифицированных структур.

С.Л. МИТЕЛЬМАН, заместитель председателя Законодательного
собрания Челябинской области, кандидат экономических наук.


профессиональная уборка после ремонта Клининговая компания в Санкт-Петербурге, услуги уборка (клининга) недорого. Санкт-Петербургская клининговая компания с низкими ценами без скрытых комиссий. Клининговая компания СПБ.

Статьи, интервью, публикации