В долгах как в шелках. Рост рынка потребительского кредитования. Правила денег от Уоррена Баффета, инвестора №1 в мире.

Иногородние межбанковские расчеты

Рассмотрим, как осуществляются иногородние межбанковские расчеты с использованием бумажной технологии передачи информации.

На основе платежных поручений клиентов коммерческий банк — отправитель платежа списывает деньги с их расчетных счетов в корреспонденции со своим корреспондентским счетом в РКЦ путем записи по счетам:

Дебет — расчетные счета клиентов;

Кредит счета 30102 «Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России».

Затем платежные поручения рассортировываются по группам очередности и срокам платежа. По каждой группе очередности и сроку платежа банк составляет сводное платежное поручение. К сводному платежному поручению банка прилагаются два экземпляра платежных поручений клиентов, а на каждый коммерческий банк — получатель платежа составляется опись расчетных документов клиентов. В описи, в частности, указываются номер лицевого счета клиента в банке плательщика и в банке получателя, номер и дата первичного расчетного документа, его сумма и общее количество документов, включенных в данную опись.

Сводные платежные поручения вместе с приложенными к ним описями и первичными клиентскими документами банк — отправитель платежа передает в РКЦ — филиал А для пересылки в РКЦ — филиалы Б, обслуживающие учреждения банков, в которых открыты счета хозорганов — получателей платежей. РКЦ — филиал А, прежде чем отправить эти документы в РКЦ — филиал Б, выписывает на каждый из них кредитовые авизо и делает запись:

Дебет счета 30101 «Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России»; Кредит счета начальных МФО, т. е. списывает деньги с корреспондентского счета банка-плательщика для перевода их в коммерческие банки — получатели платежей.

Получив авизо, РКЦ — филиал Б зачисляет деньги на корреспондентский счет банка-получателя:

Дебет счета ответных МФО;

Кредит счета 30102 «Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России».

На следующий день коммерческий банк — получатель платежа Б получает из РКЦ выписку из своего корреспондентского счета вместе с описями расчетных документов и первичными документами. На основании этих документов банк-получатель зачисляет деньги непосредственно на расчетные счета хозорганов — получателей средств;

Дебет счета 30101 «Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России»; Кредит — расчетные счета клиентов.

При наличии средств на корреспондентском счете банка — отправителя платежа в РКЦ списание денежных средств с этого счета осуществляется в порядке поступления расчетных документов.

При недостаточности денежных средств на корреспондентском счете банка-плательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований операции П') списанию денежных средств осуществляются в соответствии с очередностью, установленной законодательством. При этом неоплаченные расчетные документы с I по V группы очередности помещаются в РКЦ в картотеку к внебалансовому счету 90904 «Неоплаченные в срок расчетные документы из-за отсутствия средств на корреспондентском счете кредитной организации». По VI группе очередности расчетные документы возвращаются банку-плательщику для помещения в картотеку к внебалансовому счету 90903 «Расчетные документы клиентов, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитных организаций».

Коммерческий банк обязан не позднее следующего рабочего дня уведомить своего клиента извещением о помещении переданных им на исполнение расчетных документов в соответствующую картотеку.

Коммерческий банк имеет право отозвать расчетные документы клиентов и расчетные документы по собственным операциям, помещенные в картотеку РКЦ. Отзыв осуществляется по письменному заявлению банка, которое представляется в РКЦ в произвольной форме. При этом основанием для отзыва банком расчетных документов клиентов являются их собственные заявления.

Централизованный порядок расчетов через расчетную сеть Банка России позволяет обеспечить перечисление денежных средств в любом направлении, охватить расчетными операциями клиентов самых отдаленных территорий РФ. Вместе с тем технология этих расчетов в части информации, основанной на бумажных носителях, имеет существенные недостатки: огромный бумажный документооборот, вероятность появления дефектных авизо, задержки в почтовом обороте между РКЦ, низкая скорость совершения расчетных операций, ошибки в расчетах. Совершенствование межбанковских расчетов через расчетную сеть Банка России связано с созданием и развитием электронной системы межбанковских расчетов (ЭЛСИМЕР). С 1993 г. эта задача решается путем проведения постоянно расширяющегося эксперимента по внедрению системы межрегиональных и внутрирегиональных электронных платежей.

В настоящее время система межрегиональных электронных платежей функционирует в 76, а внутрирегиональных — в 77 главных территориальных управлениях Банка России при общем количестве ГТУ — 79.

С 1998 г. ЦБ РФ подготовил ряд нормативных документов, направленных на развитие системы расчетов в режиме реального времени, в том числе:

Временное положение «О правилах обмена электронными документами между Банком России, кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами Банка России при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России» от 12 марта 1998 г. № 20-П;

Положение «О межрегиональных электронных расчетах, осуществляемых через расчетную сеть Банка России» от 23 июля 1998 г. № 36-П.

Указанные нормативные акты ЦБ РФ определяют правила проведения безналичных расчетов с использованием ¦электронных документов (ЭД). В настоящее время Банком России в электронном формате введен только один вид расчетного документа — платежное поручение.

Электронный документ, предъявляемый для исполнения в расчетную сеть Банка России, должен содержать реквизиты, в соответствии с которыми совершаются операции по счетам клиентов. При этом допускается обмен электронными платежными документами (ЭПД) двух видов:

Перевод средств между пользователями через расчетную сеть Банка России с использованием полноформатных ЭПД не сопровождается обменом бумажными платежными документами, за исключением налоговых платежей. Перевод средств с использованием ЭПД сокращенного формата должен сопровождаться обменом платежных документов на бумажных носителях. Обмен ЭПД между коммерческим банком и обслуживающим его РКЦ осуществляется пакетами, включающими один или несколько ЭД. Каждый пакет подписывается (защищается) электронной цифровой подписью (ЭЦП).


НОВОСТИ

15 марта 201814 марта 2018

Статьи, интервью, публикации