В долгах как в шелках. Рост рынка потребительского кредитования. Правила денег от Уоррена Баффета, инвестора №1 в мире.

Банковские технологии: между прошлым и будущим

Интервью с заместителем генерального директора R-Style Softlab Галиной Киперварг.

Какие изменения произошли, на ваш взгляд, в российской банковской сфере в 2001 г.? Как они отразились на внедрении в банках информационных технологий?

Мне представляется, что радикальных изменений в 2001 г. в российской банковской сфере не произошло. Число банков хотя и сокращалось, но не резко, а постепенно — шел, я бы сказала, процесс естественного отбора. Важным событием явились перемены, произошедшие в Сбербанке России и связанные с преобразованием его территориальных банков в более крупные подразделения: из прежних 69 их стало 17.

Банки активнее стали предлагать современные технологии, в частности, это заметно по большому, можно даже сказать лавинообразному, расширению внедряемых систем типа «Клиент — Банк». Кроме того, вырос интерес кредитных учреждений к банковским продуктам, которые раньше были ими менее востребованы (например, кредитование физических лиц и малого бизнеса, организация операционных касс в торговых точках и т. д.), т. е. речь идет о таких банковских продуктах, которые для западных банков являются, в принципе, классическими, а для российских — только-только приходящими на рынок. Следует отметить существенное увеличение интереса банков к работе с физическими лицами, причем это касается не только кредитования, но и работы с пластиковыми карточками и денежными переводами. В определенной степени банки восстанавливают свою деятельность по работе с такими финансовыми инструментами, как ценные бумаги, валютно-обменные операции, операции на рынке форекс и некоторые другие.

Какие области автоматизации наиболее актуальны сегодня для банков? Какие предложения в этих областях есть у компании R-Style Softlab?

Могу сказать, что если раньше все внедрение фактически сводилось к инсталляции «Операционного дня», то сегодня основное внимание уделяется автоматизации банковских процессов, технологий и отчетности. Причем банки все больше востребуют услуги специализированных компаний, потому что у них есть продукты для внедрения и автоматизации новых технологий, а у банков есть потребность в автоматизации этих процессов, т. е. это взаимодействие стало более широким и функциональным.

Наиболее актуальной для автоматизации банков на сегодняшний день я считаю, пожалуй, работу с физическими лицами во всех ее ипостасях: и вкладные операции, и коммунальные платежи, и кредитование, и пластиковые карточки, и денежные переводы и т. д. и т. п. Разумеется, и всю кредитную деятельность банка, поскольку на текущий момент это — реальный сектор рынка, на котором можно зарабатывать деньги, а кроме того, такие виды бизнеса как доверительное управление, работа с ценными бумагами, валютой и золотом. Наконец, работу с Интернетом (интернет-магазины и интернет-карточки).

Еще очень важный момент — расчетная система. Банки все более и более становятся многофилиальными, укрупняются, и их все больше интересует создание единого информационного пространства. Это касается как проведения расчетов (внутрибанковских и внешних), так и единого хранения информации из разнородных систем. В связи с этим, кроме прикладных задач банка, встают еще технологические задачи, которые, по моему мнению, весьма актуальны. Это интеграция большого количества применяемых в банке автоматизированных систем разных разработчиков в единое целое, что можно достичь двумя путями: установкой продуктов от одного производителя либо созданием в банке Хранилища данных, в которое сводится информация из всех систем, и получается единый информационный пул.

Какие предложения в этих областях есть у компании R-Style Softlab? Их немало. Что касается работы с физическими лицами, то это наш флагманский продукт — RS-Retail, в котором есть все интересующие банк операции: по вкладам, коммунальные платежи, денежные расчеты, обслуживание пластиковых карточек и т. д. В сфере кредитования частных лиц под покупку жилья и автомобилей, а также ипотеки поможет система RS-Loans, в части расчетов — «Внутрибанковская платежная система», которая позволяет создать полноценную расчетную систему многофилиального банка. В вопросах объединения данных и их анализа — это информационно-аналитическая система RS-DataHouse.

Даже этот краткий перечень подтверждает, что наша компания идет в русле развития банковских технологий, и ее продукты не отстают от потребностей кредитных организаций.

Какие проблемы наиболее актуальны сегодня для служб автоматизации российских банков?

И вчера, и сегодня главная цель одна — чтобы банк был автоматизирован. Задачи для специалистов в области автоматизации ставит сам банк — это создание новых банковских продуктов и автоматизация новых банковских технологий. Подход здесь может быть разным: либо покупка готового ПО, либо доработка собственного, либо смешанный вариант. Это первый момент.

Во-вторых, определенные проблемы создает нормотворчество Банка России и налоговых органов. Например, 2001 г. был весьма богат в этом плане — количество выпущенных инструкций просто огромно. И заключительный аккорд — нововведения главы 25 Налогового кодекса РФ, которая кардинально разделяет бухгалтерский и налоговый учет. Такая непростая задача для служб автоматизации, похоже, станет самой актуальной проблемой на весь первый квартал 2002 г.

Хочется отметить, что наша компания хорошо понимает эти трудности и готова оказать помощь в их преодолении. Так, мы весьма активно проводим учебно-ознакомительные семинары и стремимся своевременно (или даже заблаговременно) предлагать оптимальные решения.

Как будет, на ваш взгляд, развиваться ситуация в 2002 г.?

По моему мнению, ситуация мало в чем изменится, если не считать, конечно, переход на международные стандарты финансовой отчетности. Банки все настойчивее будут стремиться к реальному сектору рынка, реальному бизнесу, будут стандартизировать свои системы автоматизации, все больше уходить от собственных наработок и приходить к разработкам промышленным. В большей степени будут востребованы услуги фирм-разработчиков: по сопровождению, внедрению, модернизации и ИТ-консалтингу. Вполне вероятно, что появится достаточно активный рынок аутсорсинговых ресурсов софтверных компаний. Будет усиливаться централизация, потому что каналы связи развиваются и все идет к централизованной обработке данных и онлайновым связям. Снизится число мелких банков и возрастет количество крупных, многофилиальных, т. е. многофилиальные кредитные учреждения будут поглощать небольшие банки.

Таково наше видение ситуации. Хочу подчеркнуть, что мы к ней готовы: подобная динамика развития банковской сферы просматривается с 1999 г., после того как страна воспрянула после кризиса, и движение в этом направлении продолжается по сей день.

В заключение, пользуясь случаем, поздравляю всех читателей журнала «Банковские технологии» с наступившим Новым годом и желаю, чтобы на их долю выпало как можно меньше потрясений — пусть жизнь будет спокойной, счастливой и предсказуемой!


НОВОСТИ

21 августа 201720 августа 201719 августа 201718 августа 201717 августа 201716 августа 2017

Статьи, интервью, публикации