В долгах как в шелках. Рост рынка потребительского кредитования. Правила денег от Уоррена Баффета, инвестора №1 в мире.

О денежно-кредитной политике и ходе реструктуризации банковской системы

Сентябрь 2000

Доклад Председателя Банка России В. В. Геращенко на Х съезде Ассоциации российских банков

Очередной съезд Ассоциации российских банков проходит в крайне важный и ответственный для российской экономики и банковской системы момент. Впервые за длительный период времени в России наблюдался экономический рост, связанный преимущественно с интенсивными факторами развития экономики и улучшением платежного баланса. Хотелось бы отметить, что восстанавливающееся доверие к экономической политике Правительства Российской Федерации и Банка России также явилось одной из основ достижения высоких темпов экономического роста.

Банк России в процессе формирования и реализации денежно-кредитной политики увязывает цели своей деятельности с главными задачами экономической политики государства на текущий год — закреплением и развитием тенденции экономического роста при обязательном условии обеспечения низкой инфляции, необходимой для сохранения доверия к проводимой политике.

Очевидно, что без усиления роли банковской системы как финансового посредника, обеспечивающего перераспределение увеличивающихся финансовых ресурсов в пользу эффективных инвестиционных проектов, трудно ожидать, что достигнутый экономический рост примет долгосрочный характер.

На 2000 г. конечной целью денежно-кредитной политики Банка России является снижение инфляции при обеспечении роста ВВП. По итогам четырех месяцев можно говорить о том, что формируются благоприятные условия для достижения этой цели. Взвешенная денежно-кредитная политика привела к замедлению и стабилизации темпов инфляции. В апреле рост потребительских цен составил 0,9% против 2,3% в январе. В целом за четыре месяца текущего года инфляция не превысила 5,0% при том, что «Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2000 год» определено снижение инфляции до 18% в целом за год. Сохранилась тенденция к замедлению темпов роста цен в промышленности. Если в январе рост цен предприятий — производителей промышленной продукции составлял 4%, то в марте этот показатель был равен 2,6%. В целом за I квартал цены производителей выросли на 10,7% против 17,2% за такой же период 1999 г. Таким образом, развитие инфляционных процессов соответствует намеченным ориентирам.

Задачей текущего момента является закрепление и развитие сформировавшейся в течение последнего года тенденции неинфляционного экономического роста. Сегодня можно говорить, что позитивные тенденции, наметившиеся в экономике России в 1999 г., не только сохранились, но и усилились. Объем ВВП в I квартале возрос почти на 8%. В январе — апреле 2000 г. промышленное производство увеличилось на 10,3% по сравнению с сопоставимым периодом 1999 г. При этом увеличение производства отмечалось во всех отраслях промышленности. Возросла прибыль предприятий по сравнению с прошлым годом, который в этом отношении также был неплохим. Прибыль крупных и средних предприятий и организаций за январь — февраль увеличилась в 2,2 раза (с 78 до 173 млрд руб.) при сокращении убытков почти на 20%. При этом значительно уменьшилась доля убыточных предприятий и организаций. Сохраняется высокой рентабельность производства в промышленности. Благодаря улучшению финансового положения предприятий в течение последнего года активизировалась их инвестиционная деятельность. Объем инвестиций в основной капитал в I квартале 2000 г. возрос по сравнению с I кварталом 1999 г. на 5,9%.

Укрепились положительные тенденции в источниках экономического роста, который в текущем году, в отличие от прошлого года, поддержан значительным расширением не только внешнего, но и внутреннего спроса. При этом наблюдается увеличение как валового накопления основного капитала, так и потребительских расходов. Реальные доходы населения за I квартал 2000 г. увеличились на 7,1% по сравнению с соответствующим периодом 1999 г. Рост реальных денежных доходов населения создает предпосылки для расширения потребительского спроса и дальнейшего развития отечественного производства.

В I квартале текущего года продолжился рост положительного сальдо торгового баланса. По оценкам, в I квартале 2000 г. активное сальдо торгового баланса составило 14 млрд долл. против 6,5 млрд долл. за соответствующий период прошлого года. Относительно I квартала 1999 г. экспорт увеличился на 50% — до 23,4 млрд долл.

Улучшение производственных и финансовых показателей деятельности предприятий и организаций позволяет инвесторам и кредиторам оценивать вложения в реальный сектор экономики как менее рискованные. На увеличение привлекательности вложений в российские предприятия указывает постоянный рост в 1999 г. — начале 2000 г. котировок акций. В марте текущего года среднее значение индексов акций промышленных предприятий достигло максимального за период наблюдения уровня.

Тем не менее факторы, давшие импульс росту российской экономики и инвестиций, должны быть поддержаны активизацией банковского кредитования предприятий реального сектора, поскольку имеющихся инвестиций явно недостаточно для обеспечения высоких темпов экономического роста в долгосрочной перспективе. К сожалению, следует признать, что вплоть до сегодняшнего дня не наблюдается заметного расширения кредитования банками реального сектора.

Более того, в начале текущего года темпы роста кредитования банками реального сектора, несколько повысившиеся в прошлом году, вновь замедлились, что не может не вызывать озабоченности.

Почему сейчас особенно важен рост банковского кредита экономике? В значительной степени экономический рост вплоть до настоящего времени обеспечивается за счет повышения загрузки имеющихся в экономике мощностей. Однако к середине 2000 г. уровень загрузки по отдельным производствам будет близок к предельному. Учитывая высокую степень износа основных фондов, дальнейший экономический рост должен быть связан с дополнительными инвестициями в модернизацию производства и освоение передовых технологий.

Как уже отмечалось, у предприятий имеются значительные собственные возможности для частичного обновления своего производственного потенциала, поскольку возросла их прибыль. Однако ориентация предприятий на собственные ресурсы как на основной источник финансирования инвестиций не позволит достичь коренного изменения инвестиционной ситуации. Несмотря на достаточно высокие показатели темпов роста инвестиционной деятельности по итогам 1999 г. и по итогам I квартала 2000 г., объемы инвестиций в экономику не достигли докризисного уровня. Так, инвестиции в основной капитал в I квартале 2000 г. составили по сравнению с I кварталом 1998 г. 92,3%, по сравнению с I кварталом 1997 г. — всего 87,2%.

Складывающийся уровень инвестиций недостаточен и для обеспечения устойчивого экономического роста, основанного на формировании механизма постоянного повышения эффективности производства. Для этого необходимо как минимум удвоение темпов роста инвестиций, возможное только в случае привлечения для этих целей дополнительных финансовых ресурсов — как внутренних, так и внешних. И в связи с этим сейчас как никогда велика роль банковской системы, которая в нашей стране действует на принципах универсального финансового посредничества. При этом банковская система имеет сегодня достаточные финансовые ресурсы. Так, за последний год депозиты юридических лиц возросли в 2 раза, а вклады граждан — на 49%. Эти показатели продолжают расти высокими темпами и в текущем году. Свою позитивную роль в активизации инвестиционных процессов может и должен сыграть и Российский банк развития.

Благодаря улучшению макроэкономической ситуации значительно укрепилось положение в бюджетной сфере. За прошедшие четыре месяца текущего года общий профицит федерального бюджета составил 23,6 млрд руб., или 1,4% ВВП.

Что касается внешних долгов, то внешняя задолженность всех российских резидентов перед иностранными контрагентами составила на 1 января 2000 г. 175,6 млрд долл. и впервые сократилась по сравнению с предыдущим годом на 10,5 млрд долл.

Если в 1999 г. в связи с напряженным исполнением бюджета Правительство Российской Федерации заимствовало валютные резервы у Банка России на сумму 4,5 млрд долл. для выплат по внешнему долгу, то с начала текущего года Правительство своевременно обслуживало обязательства по внешнему долгу за счет бюджетных средств. В I квартале 2000 г. Россия выплатила 2,4 млрд долл.

Условия для внешней торговли в текущем году складываются намного лучше, чем годом ранее, что связано в первую очередь с мировой конъюнктурой цен на энергоносители и иные сырьевые ресурсы. Если за 1999 г. индекс мировых цен на экспортную продукцию России увеличился в целом всего на 8%, то за первое полугодие 2000 г., по оценкам, по отношению к соответствующему периоду прошлого года этот рост составляет 60% при практически неизменном уровне цен на импортируемую продукцию.

Хочу особо подчеркнуть, что России в I квартале текущего года в значительной степени удалось реализовать благоприятные изменения в торговом балансе, в том числе для наращивания валютных резервов Центрального банка Российской Федерации.

Всего с начала года золотовалютные резервы увеличились более чем на 40% — с 12,5 до 17,6 млрд долл. К концу марта текущего года золотовалютные резервы страны возросли до такого уровня, что Россия впервые за последние годы достигла положительного показателя по чистым международным резервам в размере 0,5 млрд долл., а на 1 мая 2000 г. данный показатель возрос до 3,7 млрд долл. Это означает превышение общей суммы золотовалютных резервов Банка России и резервов Правительства Российской Федерации над обязательствами перед Международным валютным фондом, т. е. рост собственных российских резервов.

Существенную роль в достижении столь высокого уровня золотовалютных резервов наряду с благоприятным состоянием торгового баланса сыграл отказ Министерства финансов Российской Федерации от кредитов Банка России для обслуживания внешнего долга и финансирования бюджетных расходов в текущем году.

Эти позитивные тенденции сделали возможным повысить инвестиционный рейтинг России. Позитивный настрой инвесторов обеспечил рост курса российских валютных облигаций. Их котировки возросли за период с начала года до середины марта почти вдвое. Улучшение инвестиционного климата дает основания уже в ближайшее время ожидать увеличения притока иностранных инвестиций в экономику России, расширения деятельности иностранных корпораций и банков на российском рынке.

При формировании денежно-кредитной политики на текущий год Банк России исходил из постепенного роста спроса на деньги в экономике и увеличения степени монетизации ВВП. По итогам I квартала 2000 г. денежная масса (М2) увеличилась на 5,3%, что соответствует спросу на деньги, и увеличение, таким образом, не носит инфляционного характера. Продолжающийся рост производства, а также позитивные тенденции во внешнеэкономической сфере в значительной степени определяли высокие темпы прироста средств на счетах предприятий (12,5% за квартал). Чуть более медленными темпами увеличивались депозиты населения (11,7%).

Такая политика Банка России при постоянном контроле за состоянием рынков и поведением всех факторов, влияющих на инфляцию, поддерживает экономический рост.

В настоящее время в сфере курсообразования Россия использует режим плавающего валютного курса, подтвердивший свою адекватность сложившейся экономической ситуации. В соответствии с «Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2000 год» главными целями Банка России на внутреннем валютном рынке являются сглаживание значительных колебаний обменного курса рубля и поддержание золотовалютных резервов на уровне, обеспечивающем доверие к проводимой денежно-кредитной политике.

Банк России придерживается правил обеспечения свободной конвертируемости рубля по текущим операциям. Меры валютного регулирования и контроля используются лишь в целях ограничения незаконного оттока капитала.

Динамика валютного курса рубля и золотовалютных резервов в период с начала января до середины мая 2000 г. свидетельствует об эффективности валютной политики Банка России, которая не только способствует достижению поставленных текущих целей, но и создает резерв прочности в валютной сфере на будущее.

В начале текущего года Центральный банк активно принимал меры для стабилизации внутреннего валютного рынка. Они были направлены главным образом не на прямое вмешательство в ход валютных торгов, что привело бы к истощению золотовалютных резервов, а на сокращение неоправданно высокого спроса на иностранную валюту путем связывания избыточной рублевой ликвидности. Действенной мерой Банка России в этом направлении стало повышение норм обязательных резервов. Это решение привело к сокращению свободной ликвидности, давящей на валютный рынок, на 20 млрд руб. в январе 2000 г. В результате спрос и предложение иностранной валюты на внутреннем валютном рынке стали в большей степени соответствовать фундаментальным экономическим факторам.

В дальнейшем объем поступающей на ММВБ экспортной выручки значительно возрос, а спрос на иностранную валюту исходил в основном от Банка России, который начал активно проводить политику наращивания золотовалютных резервов.

В перспективе в результате позитивного развития фундаментальных факторов тенденции, сложившиеся на внутреннем валютном рынке, должны сохраниться. Этому будут способствовать стабилизация на достаточно высоком уровне цен на нефть на мировых рынках, традиционное снижение спроса на иностранную валюту со стороны клиентов коммерческих банков в летний период, а также эффективная политика Банка России, направленная на недопущение спекулятивных атак на национальную валюту. Этому же должна способствовать и более активная работа коммерческих банков с реальным сектором экономики.

Относительная устойчивость внутриполитической обстановки и успешный ход переговоров о реструктуризации внешнего долга оказали благоприятное воздействие на российский финансовый рынок, что проявилось в снижении доходности его инструментов. В этих условиях Банк России постепенно снижал ставку рефинансирования: в январе — с 55 до 45%, а в марте — до 38 и 33%.

Решение о понижении ставки рефинансирования имеет важный информационный эффект для участников финансового рынка, поскольку задает тенденцию стоимости кредитных ресурсов в условиях сокращения темпов инфляции, увеличения золотовалютных резервов, роста промышленного производства. Учитывая это, Банк России не исключает дальнейшего снижения ставки рефинансирования до конца текущего года.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что на нынешнем этапе одной из главных задач банковской системы является расширение работы с реальным сектором экономики и населением.

Уже с конца прошлого года денежный рынок насыщен свободными ресурсами. Дефицита средств нет, о чем говорит тот факт, что уже полтора года кредиты, предлагаемые Банком России через систему ломбардного кредитования банков, не востребованы. Росту свободной ликвидности банков способствует в текущем году и активная покупка Банком России иностранной валюты на внутреннем валютном рынке для пополнения золотовалютных резервов.

Кроме того, Банк России с января 2000 г. не прибегал к повышению нормативов отчислений коммерческих банков в фонд обязательного резервирования. В качестве основного инструмента изъятия излишней ликвидности использовались операции по привлечению в депозиты средств банков.

Несмотря на высокие темпы роста в отраслях промышленности, что объективно расширяет возможности выгодного приложения капитала, в I квартале текущего года банки продолжали наращивать объемы своих депозитов в Банке России. Среднедневной объем привлеченных депозитов в Банке России в некоторые периоды марта и апреля превышал 50 млрд рублей. А ведь средства могли бы работать на развитие экономики, расширение занятости и, следовательно, на рост доходов предприятий и граждан.

Очевидно, что в складывающихся новых экономических условиях, когда риски снизились и наблюдается их дальнейшее снижение, банкам необходимо активно развивать у себя службы кредитного анализа, не упускать возможностей прибыльного вложения средств. На базе информации этих служб банки будут способны активизировать свое участие в кредитовании реального сектора, оказывать эффективную помощь предприятиям в осуществлении модернизации производства.

В настоящее время банки должны искать относительно новые сферы применения капитала. Банк России считает, что важным и перспективным направлением является активизация ипотечного кредитования, включая создание нового сегмента фондового рынка — рынка закладных и облигаций, обеспеченных ипотекой. Ипотечное кредитование населения во всех странах является эффективной формой роста валового накопления в экономике. Развитие потребительского кредита также является перспективным направлением деятельности банков. Однако развитие потребительского кредита требует разработки на законодательном уровне специальных норм с целью упорядочения этого вида деятельности.

Реструктуризация банковской системы

С учетом насущной необходимости в сложившихся сегодня условиях выполнения банками функции трансформации сбережений в инвестиции важнейшей задачей Правительства Российской Федерации и Банка России является дальнейшее оздоровление ситуации в банковской сфере и продолжение реструктуризации банковской системы.

В соответствии с Федеральным законом «О реструктуризации кредитных организаций» основные функции по их реструктуризации возложены на Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), которое управляет государственными средствами, выделенными на данные цели. Этот закон определил также критерии перехода кредитных организаций под управление АРКО и механизмы его взаимодействия с Банком России. К настоящему времени Агентством проводится работа по реструктуризации 19 кредитных организаций, объединенных в 14 проектов.

Банк России участвует в реструктуризации банковской системы в рамках своих полномочий. Под контролем Банка России кредитными организациями самостоятельно разрабатываются и осуществляются планы финансового оздоровления, направленные на восстановление их капиталов и реструктуризацию банковских активов и пассивов. Банк России поддерживает ликвидность платежеспособных банков с использованием стандартных механизмов при наличии залогового обеспечения, отзывает лицензии у нежизнеспособных банков.

Результаты первого этапа реструктуризации банковской системы. Можно говорить о том, что к настоящему времени первый этап реструктуризации банковской системы завершен. Анализ складывающихся тенденций развития банковского сектора показывает, что меры первого этапа реструктуризации банковской системы, принятые в 1999 г. исполнительной, законодательной властью и Банком России, дали положительный результат. Вступление в силу Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25 февраля 1999 г. позволило Банку России значительно активизировать деятельность по выведению с рынка банковских услуг кредитных организаций, нарушающих законодательство, имеющих неудовлетворительное финансовое положение и не имеющих перспектив развития, в том числе ряда крупных банков. В 1999 г. лицензии были отозваны у 130, а за истекший период 2000 г. — у 14 кредитных организаций.

Создание благоприятных условий для рекапитализации банков, а также проведение активной политики по отзыву лицензий у неплатежеспособных банков позволили создать фундамент для роста капитала банковской системы. К концу I квартала 2000 г. совокупный капитал действующих банков вырос по сравнению с минимальным уровнем, зарегистрированным в марте 1999 г., на 108,7 млрд руб. (или в 2,8 раза) и составил 169,2 млрд руб., что в 1,4 раза больше предкризисного уровня (в номинальном выражении), однако в реальном выражении капитал банковской системы пока не восстановлен. Без учета банков, находящихся под управлением АРКО, собственные средства российских банков по состоянию на 1 апреля 2000 г. в реальном выражении составляли около 76% предкризисного уровня.

Наблюдается восстановление масштабов банковской деятельности. Так, по итогам 1999 г. совокупные активы банковской системы возросли на 51%. При этом их рублевая составляющая увеличилась на 351,4 млрд руб., или на 76,5%, превысив предкризисный уровень на 54,6%. Валютные активы увеличились на 1%. Степень долларизации активов по итогам минувшего года снизилась с 56 до 49%. За период с января по апрель 2000 г. совокупные активы банковской системы возросли на 14,5%.

Улучшается качество кредитного портфеля: доля просроченной задолженности в кредитах реальному сектору экономики сократилась с 11,7% на 1 января 1199 г. до 5,8% на 1 апреля 2000 г., что ниже предкризисного уровня (на 1 августа 1998 г. эта доля составляла 6,9%). Этот процесс в значительной мере обусловлен улучшением финансового состояния заемщиков в связи с позитивными тенденциями в экономике.

Отмечается восстановление доверия к банковской системе со стороны клиентов, кредиторов и вкладчиков, что весьма важно. Объем средств, привлеченных банками от предприятий и организаций, вырос в 1999 г. в номинальном выражении на 67%, а за первый квартал 2000 г. — еще на 18,7%. Депозиты физических лиц за 1999 г. увеличились в рублях на 43%, в иностранной валюте — на 24%, а за первый квартал 2000 г. — еще соответственно на 11,9 и 7,3%.

Таким образом, результаты деятельности кредитных организаций в I квартале 2000 г. демонстрируют укрепление наметившихся в 1999 г. положительных тенденций — увеличения масштабов банковской деятельности и улучшения финансового состояния банков. По итогам I квартала 2000 г., российские банки получили прибыль в размере 1,4 млрд руб. (за 1999 г. в целом убытки банковской системы составили около 4 млрд руб.).

Важным итогом первого этапа реструктуризации является уменьшение числа проблемных кредитных организаций за 1999 г. и первые два месяца 2000 г. с 480 до 186. Их доля в совокупных банковских активах сократилась с 45,5 до 13,3%.

Как весьма позитивную можно оценить тенденцию к расширению присутствия иностранного капитала в российском банковском секторе. Объем иностранных инвестиций в уставный капитал российских банков (в долларовом эквиваленте), включающий в себя в том числе и выведенный ранее российский капитал, увеличился за 1999 г. более чем в 2,7 раза, доля участия нерезидентов в совокупном зарегистрированном уставном капитале действующих кредитных организаций на 1 апреля 2000 г. составила 9,65%.

Начало второго этапа реструктуризации банковской системы: проблемы и пути их решения. Достигнутый прогресс по ряду ключевых показателей не означает полного преодоления последствий финансового кризиса. Несмотря на то что меры по реструктуризации банковской системы, принятые на первом ее этапе, принесли положительные результаты, необходимо дальнейшее продолжение реструктуризации. Прежде всего это необходимо, поскольку предкризисный уровень капитала банков пока не восстановлен. Кроме того, несмотря на существенное сокращение совокупных убытков действующих банков, к настоящему времени величина убытков с учетом предыдущих периодов все еще является значительной (21,4 млрд руб. на 1 марта 2000 г.). О сложной ситуации в банковской системе свидетельствует также удельный вес «плохих долгов»: доля безнадежных ссуд в банковском кредитном портфеле хотя и сократилась с начала 1999 г. до марта текущего года с 11,3 до 8,8%, но по-прежнему превышает соответствующий показатель докризисного периода: на начало 1998 г. значение этого показателя было равно 3,6%. Совокупные активы и кредиты банковской системы в реальном исчислении также не достигли предкризисного уровня и составляют около 75% соответствующих докризисных параметров.

Поэтому на втором этапе процесса реструктуризации перед банковским сообществом стоит среднесрочная задача выхода банковского сектора на траекторию устойчивого роста реальных объемов операций и капитальной базы, сведения к минимуму влияния проблемных банков на состояние банковской системы в целом, а также экономически обоснованного расширения кредитования нефинансового сектора экономики. Для решения этих задач мы должны отчетливо представлять стоящие перед нами проблемы.

Недостаточная капитализация

Недостаточная капитализация остается серьезнейшей проблемой банковской системы России. Соотношение совокупного капитала банковской системы и ВВП составляет около 3,8%. Этот показатель в России меньше не только уровня развитых стран, но и многих стран с переходной экономикой (в Чехии капитал банков составляет 21,3% ВВП, в Германии — 14,5%, во Франции — 15,4%).

Учитывая общенациональную важность проблемы рекапитализации кредитных организаций, в дополнение к усилиям учредителей и управляющих банков по увеличению капитала необходим серьезный пересмотр системы налогообложения банковской деятельности. В частности, освобождение от налогообложения прироста курсовой стоимости иностранной валюты, внесенной в уставный капитал, существенно расширит возможности банков по наращиванию капитала. Целесообразно также рассмотреть возможность установления для банков такой же ставки налогообложения прибыли, как и для производственных предприятий, а также исключения из налогооблагаемой базы налога на прибыль, сумм резервов, формируемых банками на возможные потери, в том числе по ссудам. При включении затрат на формирование резервов в себестоимость банковских услуг у банков возрастут возможности по кредитованию реальной экономики.

Факторы, сдерживающие кредитование реального сектора экономики

Развитие наиболее перспективного в условиях наметившегося экономического подъема страны направления банковских операций — кредитования реального сектора экономики — наталкивается на ряд существенных и труднопреодолимых ограничений. Существенным фактором, тормозящим кредитную активность российских банков, являются высокие риски кредитования российских предприятий. Несмотря на снижение общих рисков кредитования реального сектора за счет улучшения макроэкономической ситуации, условий сбыта продукции и роста прибыли, остаются высокими институциональные элементы рисков, в первую очередь неэффективная система налогообложения производственной и финансовой деятельности, узость законодательной базы в сфере защиты прав кредиторов, недостаточная прозрачность финансовой отчетности предприятий. Все эти факторы в целом отражают недостаточно интенсивную реструктуризацию предприятий реального сектора экономики.

Вместе с тем следует отметить, что необоснованное форсирование кредитования реального сектора экономики в объемах, не адекватных существующим банковским рискам, может привести к снижению устойчивости банковской системы и, таким образом, явится существенным препятствием для решения как основной задачи реструктуризации, так и непосредственно задачи эффективного взаимодействия с нефинансовым сектором. Необходима дальнейшая работа по снижению инвестиционных рисков. Арсенал инструментов, которые могли бы в этих целях использоваться, хорошо известен: предоставление синдицированных кредитов, позволяющих распределить риски, страхование инвестиционных и кредитных рисков. Банки должны проявлять инициативу и способствовать формированию в России так называемых институциональных инвесторов, что особенно актуально в условиях снижающихся микроэкономических рисков.

Другим ограничителем расширения кредитования реального сектора экономики является дефицит долгосрочных ресурсов. По состоянию на 1 апреля 2000 г. объем долгосрочных (свыше 1 года) обязательств составлял около 100 млрд руб., или около 7,5% совокупных обязательств банков. В зарубежной практике этот показатель составляет не менее 30%.

Проблемные банки и ликвидация нежизнеспособных кредитных организаций

Серьезной проблемой остается пока и присутствие на рынке значительного числа банков, нарушающих законодательство и имеющих неудовлетворительное финансовое положение. Несмотря на активную политику Банка России по отзыву лицензий у неплатежеспособных кредитных организаций, на рынке по-прежнему работает значительное число банков, имеющих отрицательный капитал. По состоянию на 1 апреля 2000 г. число таких кредитных организаций составляло 27 (2% общего числа действующих кредитных организаций). Их удельный вес в совокупных активах банковской системы составляет 7,9%.

Ликвидация нежизнеспособных кредитных организаций — важное направление реструктуризации и фактор снижения общего уровня риска в банковской системе. Однако при ликвидации кредитных организаций приходится сталкиваться со значительными трудностями. Часто наблюдается затягивание процесса ликвидации (конкурсными управляющими, председателями ликвидационных комиссий). А между тем по состоянию на 1 апреля 2000 г. в банках с отозванной лицензией находилось средств предприятий и организаций на сумму 65,4 млрд руб., вкладов населения — 10,2 млрд руб., привлеченных межбанковских кредитов — 46,5 млрд рублей.

Тем не менее на начало 2000 г. приняты решения о ликвидации 916 кредитных организаций, что составляет 89,7% общего количества кредитных организаций, подлежащих ликвидации.

Очищение рынка от нежизнеспособных кредитных организаций должно проходить без ущерба для обеспеченности банковскими услугами всех регионов России. Наряду с ликвидацией кредитных организаций будет проходить реорганизация банков в форме слияний и присоединений. До настоящего времени эти процессы протекали недостаточно активно. Так, за период с начала текущего года в форме присоединения было реорганизовано 19 кредитных организаций. С нашей точки зрения, этот вопрос будет одним из центральных для второго этапа реструктуризации.

Оставляет желать лучшего также работа конкурсных управляющих по взысканию дебиторской задолженности. Имеют место случаи принятия арбитражными судами решений о завершении конкурсного производства при наличии фактов нарушений конкурсными управляющими законодательства о банкротстве, непринятия ими мер по полному удовлетворению требований кредиторов.

Действующее законодательство не предусматривает запрета на совершение кредитными организациями сделок, направленных на удовлетворение требований кредиторов, с момента отзыва лицензии до начала ликвидационных процедур. Это позволяет руководству банков, у которых отозвана лицензия, их кредиторам и должникам осуществлять отдельные сделки, которые явно идут в ущерб интересам общей массы кредиторов и вкладчиков. Подобное положение вещей приводит к тому, что при начале осуществления ликвидационных процедур в балансе кредитной организации остаются неликвидные активы, а обязательных резервов, депонированных в Банке России, бывает недостаточно даже для удовлетворения требований кредиторов первой очереди.

В целях расширения возможности влияния на сделки, заключаемые кредитной организацией как до отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций, так и после отзыва, необходимо усиление контроля за указанными сделками со стороны временной администрации и конкурсного управляющего.

Для повышения эффективности ликвидационных процедур необходимо также, чтобы в качестве арбитражных управляющих могли работать не только физические лица, но и крупные управляющие компании.

Ограниченность средств для реструктуризации

Следует отметить, что реструктуризация банковской системы проходит в условиях ограниченности государственных средств. Известно, что в большинстве стран преодоление банковского кризиса потребовало очень крупных затрат: от 3 до 5% ВВП в США, около 15% — в Испании и Венгрии, более 30% — в Чили и ряде других стран. В настоящее время бюджетом не предусмотрено выделение значительных средств ни на реструктуризацию отдельных проблемных банков, ни на осуществление крупномасштабных проектов по реструктуризации проблемных активов. Поэтому большое значение придается формированию благоприятных условий функционирования банковской системы, что включает создание стимулов для капитализации и расширения ресурсной базы банков, совершенствование законодательной базы банковской деятельности, укрепление системы банковского надзора. Реализация данных задач невозможна без тесного взаимодействия государственных органов с банковским сообществом. При этом вопрос обеспечения должной финансовой поддержки процесса реструктуризации банковской системы со стороны государства, безусловно, не должен сниматься с повестки дня второго этапа реструктуризации банковской системы.

Совершенствование банковского надзора

Работа по укреплению инструментария банковского надзора и приведению его в соответствие с международными стандартами рассматривается Банком России как одна из важнейших сфер деятельности в рамках реструктуризации банковской системы. Эта задача была в центре нашего внимания на первом этапе реструктуризации. Она остается стержневой и сегодня. При этом Банк России исходит из того, что система банковского надзора должна быть единой для всех банков, невзирая на размер и выбранную форму специализации деятельности. Совершенствование надзора включает ряд направлений, среди которых необходимо отметить следующие.

Первое направление — совершенствование требований, предъявляемых на стадии лицензирования банковской деятельности. Особое внимание необходимо уделять анализу финансового положения учредителей (участников) кредитной организации и изучению возможного влияния взаимозависимости учредителей (участников) и их корпоративных групп на деятельность кредитных организаций.

Второе направление — продолжение работы по практическому внедрению методик надзора на консолидированной основе. Хотя документами Банка России определена нормативная база консолидированного надзора, она требует доработки с учетом практических результатов ее применения.

Кроме того, для применения в полном объеме возможностей консолидированной отчетности необходимо предоставить Банку России право требовать включения в состав отчетных данных о банковских группах информации не только о кредитных, но и о некредитных организациях. Работа по расширению полномочий Банка России в отношении участников банковских групп, не являющихся кредитными организациями, будет проведена до конца этого года.

Третье направление — совершенствование методики анализа состояния банковской системы. Практически речь идет о необходимости расширить содержание аналитической работы, дополнив оценку традиционных кредитных рисков и рисков ликвидности оценкой рыночных и операционных рисков. В связи с этим актуален вопрос разработки методик анализа валютного, процентного, фондового рисков, а также агрегирования всех рисков. Другим аспектом данной задачи является развитие системы «раннего предупреждения» возможных проблем в деятельности кредитных организаций, включающей анализ отчетности и «точечные» инспекционные проверки.

Четвертое направление — совершенствование порядка формирования резервов на возможные потери. С нашей точки зрения, необходимо расширить состав инструментов, по которым банки должны формировать резервы на возможные потери. Работа по подготовке соответствующего нормативного документа Банка России будет проведена до конца года.

Пятое направление — развитие внутрибанковского управления рисками. Банк России исходит из того, что улучшение качества управления банковскими рисками является одним из ключевых элементов укрепления финансовой стабильности банковской системы, повышения доверия к ней со стороны клиентов, кредиторов и вкладчиков.

Транспарентность деятельности банков

В заключение хотелось бы коснуться еще одной важнейшей проблемы — транспарентности деятельности банков.

В восстановлении доверия к банковской системе со стороны клиентов, кредиторов и вкладчиков меры по повышению степени прозрачности деятельности банков должны сыграть ведущую роль. В связи с этим Банком России подготовлен ряд уточнений к федеральным законам. В частности, предполагается дополнить действующее законодательство требованиями ежеквартальной публикации в печати балансов и финансовых результатов деятельности банков, а также таких ключевых финансовых показателей, как достаточность капитала и величина резервов на покрытие сомнительных активов.

Банк России намерен также ужесточить контроль за отражением в представляемой в рамках осуществления документарного надзора отчетности реального положения дел в кредитных организациях. Это потребует проведения систематических проверок и применения к нарушителям соответствующих санкций, контроля за устранением банками выявленных нарушений (несоответствий). В связи с этим необходимо внести изменения в действующее законодательство, предусматривающие наделение Банка России правом производить переоценку активов кредитных организаций.

И, наконец, несколько слов по поводу предлагаемого некоторыми выделения надзора из системы Центрального банка Российской Федерации. По нашему мнению, в условиях реструктуризации банковской системы, сохраняющейся пока нестабильности экономики, неустойчивости улучшения бюджетной ситуации данный шаг окажет негативное воздействие на положение в банковской сфере.

Это связано в первую очередь с тем, что на создание, определение функций и становление нового надзорного органа понадобится значительное время. Переходный период может быть весьма продолжительным (год и более), что обусловлено масштабностью задач, стоящих перед новым надзорным органом. Следствием этого будут неизбежная потеря темпов развития и снижение качества банковского надзора. Поэтому выделять надзор из системы Банка России в настоящее время, по нашему мнению, нецелесообразно.

Следует также отметить, что проблема изменения организационной структуры банковского надзора требует внимательного изучения и взвешенной оценки. Для Банка России очень важно, что его позиция по данному вопросу в целом разделяется банковским сообществом.


НОВОСТИ

17 октября 201716 октября 201713 октября 2017

Статьи, интервью, публикации