В долгах как в шелках. Рост рынка потребительского кредитования. Правила денег от Уоррена Баффета, инвестора №1 в мире.

Круглый стол «Оптимизация банковских процессов средствами ИТ»

В Москве 22 мая 2003 г. прошел круглый стол «Оптимизация банковских процессов средствами ИТ» с участием главы представительства корпорации InterSystems в России, СНГ и странах Балтии Николая Кречетова, технического директора компании Enterasys Networks в России и СНГ Льва Бокштейна, менеджера по маркетингу и поддержке продаж представительства компании Liebert-Hiross в России и СНГ Анны Кулашовой и директора департамента развития банковских технологий группы компаний «Стинс Коман» Бориса Иванова.

Участники дискуссии обсудили проблемы автоматизации банков, связанные с переходом на МСФО, оптимизацией банковских процессов, направленных на обслуживание частных лиц (банковский ритейл), а также с организацией качественного сервиса для банков.

В отношении перехода на МСФО было высказано общее мнение, что, в то время как поставщиков технических средств постановление ЦБ РФ о переходе на МСФО практически не затрагивает (хотя банкам и могут потребоваться средства поддержки работы на западный манер), для производителей банковского ПО и прикладных систем наступает пора переделок своих продуктов, соответственно, нового витка конкуренции и передела рынка.

Как считает г-н Кречетов, средствами стандартных продуктов, существующих на отечественном банковском рынке, решать задачу обслуживания физических лиц становится все сложнее и сложнее: «Банки становятся системами массового обслуживания. Чтобы конкурировать друг с другом, они будут вынуждены играть на условиях, процентах по вкладам и депозитам, поэтому у них должны быть разные банковские продукты, которые они предлагают своим вкладчикам. Средствами же стандартных программных систем задачу оптимального банковского ритейла решать становится все труднее и труднее. Получается, что рынок поставщиков АБС от «коробочных» продуктов вынужден переходить на индивидуализированное обслуживание банков. Подчеркну, что это не VIP-обслуживание, а поддержка индивидуальных банковских систем для банков. Компании-поставщики будут вынуждены приспосабливаться к этой тенденции, менять свои подходы к бизнесу и, соответственно, к созданию этих систем. Выиграют те компании, которые смогут минимизировать свои издержки и позволить себе за деньги, которые банки им будут платить, предлагать индивидуальный сервис. Однако и банки должны осознать, что за индивидуальный сервис нужно платить другие деньги. Победит тот, кто сможет снизить свои издержки и быть более эффективным».

Анна Кулашова отметила, что даже Сбербанк продумывает организацию филиалов самообслуживания, а ЦБ РФ уже пять лет покупает оборудование для выносных серверных решений. Борис Иванов в связи с этим сказал, что компания «Стинс Коман» предлагает клиентам банков полный спектр услуг по работе со своим счетом, начиная со снятия денег и вплоть до участия деньгами своего счета в различных лотереях с помощью кредитной карточки. Все это свидетельствует о движении банков в сторону ритейловских решений, что подтверждается примерами Альфа-банка (сеть отделений «Альфа-банк Экспресс») и Сити-банка (отделения самообслуживания на АЗС компании British Petroleum). Лев Бокштейн подтвердил, что инфраструктурные сетевые и мобильные решения имеются, но в силу целого ряда причин они пока не востребованы банками. В числе этих причин и отсутствие сертификации качественных зарубежных решений по обеспечению безопасности информации, передаваемой по Интернету и мобильной связи, и неготовность банков платить за предлагаемые технические средства.

По словам г-на Иванова, дело не только в деньгах, но и в нежелании банков прибегать к комплексным решениям из-за излишней диверсификации продуктов и поставщиков, что принято в банках, но затрудняет реализацию таких решений: «Банк, покупая оборудование, совершенно не заботится о том, как он его будет использовать и когда он его окупит, через сколько времени. Нет культуры расчета рентабельности, никто не может позволить себе нормально рассчитать издержки. Но это придет».

Николай Кречетов возразил на это, что банки для разных направлений своего бизнеса выбирают решения от разных поставщиков: «Это касается и железа, и программных, и сетевых продуктов. Естественно, после этого появляется очень простая задача: как весь этот зоопарк интегрировать? И здесь, скорее всего, чаша весов склонится в сторону индивидуализации решений».

Переходя к теме качественного сервисного обслуживания, Лев Бокштейн сказал: «Когда мне звонят люди из банка с тем, что много лет назад купили наш продукт, а сервис не купили, и теперь у них проблемы, то это, безусловно, прокол банка». Анна Кулашова добавила к этому: «Есть банки, которые готовы развиваться и вкладывать и ориентируются на нормальную рыночную ситуацию. Такие банки идут и на то, чтобы зипы закупать, и сервисные контракты нормально прописывать, и организовывать нормальный доступ серверного специалиста к своим объектам. И есть банки, которые экономят каждую копейку, и в результате — скупой платит дважды, они проигрывают гораздо больше. Я со своей стороны могу сказать, что мы в таких случаях идем на то, чтобы учить специалистов банка. Это тоже некий момент приближения к тому, как им помогать, и то, что мы обычно делаем в своей работе».

Николай Кречетов со своей стороны отметил: «Сервисное обслуживание я бы поделил на два класса или типа. Первый — это горячая линия, поддержка, возможность обновления систем без их остановки, что тоже есть не у всех вендоров, т. е. обновление старых и загрузка новых программ в уже работающую систему без ее падения. И вторая часть — это сервисное обслуживание в плане развития АБС, а именно, их доводка, разработка новых модулей, добавление нового функционала и т. д. Здесь будет выигрывать тот, кто снизит издержки, и та компания-поставщик, у которой внутренние процессы будут оптимальными и заточены именно под индивидуальный сервис».

В заключение Борис Иванов сказал: «Если говорить о нас как о компании, которая поставляет оборудование, которая находится на границе с клиентом, то у нас техническая поддержка — это, в первую очередь конечно, мобильность, означающая, что банкоматы, раскиданные по всей стране, включая глухую тайгу, не имеют права останавливаться больше чем на энное количество часов. В связи с этим выигрывать будет та компания, которая позволит себе мониторить удаленно каждую машину, где бы она ни стояла, которая может предсказать, что через какое-то время что-то слетит и сломается. Слава Богу, производители позволяют нам технологически делать этот мониторинг, и слава Богу, что банки понимают, что на банкомате банка должен стоять кусок нашей сервисной программы, который позволит осуществлять технический контроль устройства. И, наверное, если соединить эти два критерия — мобильность и предсказание, то это и будет залогом успеха».


НОВОСТИ

23 июня 201722 июня 201720 июня 201719 июня 2017

Статьи, интервью, публикации