Visa или MasterCard? Карту какой платежной системы выбрать? Кто на свете всех богаче? Анализ роста благосостояния в мире.

Делая ставку на новый технологический цикл

The Economist. September 4th. 2003.

Трудно поверить, что всего три года назад финансовый мир пытался перевести львиную долю своих операций в виртуальное пространство. Браузер и мобильный телефон казались основными инструментами, с помощью которых клиенты банков и финансовых компаний будут в недалеком будущем переводить средства со счета на счет, торговать акциями, подавать заявления на получение займов и оплачивать страховки.

Сейчас большинство кредитно-финансовых учреждений стран с развитой экономикой акцентирует свою деятельность отнюдь не на разработке новых грандиозных схем онлайнового банкинга. Основные задачи на повестке дня совершенно тривиальны: снижение операционных издержек на основе использования существующих информационных технологий, более эффективная их интеграция, возврат от иллюзий глобальной Сети к операциям в физических отделениях банков и финансовых компаний.

Все это — очень плохие новости для производителей и поставщиков компьютеров, устройств для хранения информации и высокоскоростных сетей передачи данных. Финансовый сектор мировой экономики традиционно являлся основным потребителем информационных технологий и одновременно законодателем мод в этой сфере. До тех пор пока банки и финансовые компании будут экономить на новейших информационных решениях и технологиях, ИТ-индустрия будет находиться в состоянии спада.

Собственно говоря, именно мировой экономический спад и явился главной причиной замедления спроса финансового сектора на информационные технологии. Когда экономика не слишком хороша, многие заказчики сложных и дорогостоящих ИТ-систем начинают выказывать недовольство длительными сроками окупаемости информационных технологий.

Несколько лет назад крупные инвестиционные банки США, Западной Европы и некоторых азиатских стран предпочитали покупать дорогие рабочие станции у IBM, Sun или Hewlett-Packard. Востребованы были и заказные операционные системы Unix. Сейчас эти учреждения стремятся использовать обычные ПК с «Intel inside» и бесплатной ОС Linux. Кроме того, кредитно-финансовые учреждения экономически развитых стран нашли еще один способ экономии на информационных технологиях — аутсорсинг части или даже всех ИТ-операций. За период с сентября 2002 г. по сентябрь 2003 г. в мире было зафиксировано 20 подобных сделок стоимостью 1 млрд долл. или более каждая. Кроме того, банки и финансовые компании начинали все более активно передавать разработку ИТ-проектов в Индию и Китай, что позволяет им снизить затраты на программирование в среднем почти на две трети.

Однако попытки к экономии средств в сфере информационных технологий имеют достаточно узкие границы.

Во-первых, банкам и финансовым компаниям необходимо обеспечить поддержку тех информационных систем, которые ими уже закуплены и установлены. Согласно прогнозу американской компании Tower Group, глобальные расходы компаний, занятых предоставлением финансовых и банковских услуг, в 2003 г. составят порядка 337 млрд долл., что на 2,3% больше, чем в 2002 г. Из этой суммы около 250 млрд долл. будет потрачено на техническое обслуживание и ремонт установленного информационного оборудования, а также апгрейд ПО.

Во-вторых, в некоторых областях финансов и банковского дела остановить гонку информационных технологий в настоящее время представляется делом почти невозможным. Например, брокерские и другие компании, занимающиеся торговлей акциями и прочими ценными бумагами, вынуждены тратить все больше и больше средств на повышение эффективности своих «квантов» (quants, сокр. от quantitative — количественный) — специалистов в области количественного анализа, занимающихся прогнозированием колебаний цен на фондовых биржах и внебиржевых торгах.

В-третьих, продолжающаяся мода на слияния и поглощения в финансовой и банковской сферах, как правило, вызывает необходимость реинжиниринга бизнес-процессов и организационной перестройки в укрупненных бизнес-единицах, что в свою очередь приводит к обязательному обновлению ИТ-системы.

В целом, бурные дискуссии последних лет об эффективности использования новейших информационных технологий в кредитно-финансовых учреждениях различных регионов мира не могут скрыть того факта, что банки и финансовые компании в настоящее время нуждаются в регулярном обновлении этих технологий для обеспечения нормального бизнеса.

Если говорить о региональном распределении затрат на ИТ в кредитно-финансовой сфере, то американский рынок по-прежнему занимает лидирующие позиции. Примерно треть всех мировых расходов на финансовые и банковские ИТ приходится на рынок США. Причем, как считает компания Tower Group, в 2003 г. общие расходы американских кредитно-финансовых учреждений на информационные технологии в 2003 г. увеличатся по сравнению с 2002 г. на 2,8%.

Однако, как оказывается, этого уже недостаточно. Хотя американские банки и финансовые компании извлекли немало выгоды из использования информационных систем, они уже не считаются мировыми лидерами по внедрению инноваций. Так, «беспроводные» финансы остаются лишь мечтой как для американских компаний, так и для их клиентов: мобильная телефония в этой стране находится на средневековой стадии развития.

Далее, бумажные чеки. Как свидетельствует американская статистика, в 2001 г. более 60% всех финансовых транзакций в стране осуществлялось с помощью бумажных чеков. Безусловно, этот показатель намного ниже, чем в 1979 г., когда он составлял 85%, но все равно он слишком высок по сравнению с ЕС или Японией, давно сделавшими упор на электронные технологии перевода финансовых средств.

Управляющие крупнейшей в мире торговой площадки акциями — Нью-Йоркской фондовой биржи — по-прежнему отказываются внедрить полностью автоматизированный процесс торговли ценными бумагами, как это сделано на бирже NASDAQ.

Отставание США по многих направлениям использования ИТ в сфере финансовых и банковских услуг отчасти объясняется и особенностями национальной политики в области финансового и банковского регулирования. Рынки финансовых и банковских услуг в США не только остаются чрезвычайно раздробленными (в стране действует более 8 тыс. кредитных и финансовых учреждений), но и во многом изолированными друг от друга. Такая ситуация является результатом реакции американского правительства на крах 1929 г., когда в целях предотвращения опасности очередной Великой депрессии конгресс США принял закон, запрещающий банкам страны заниматься торговлей ценных бумаг и таким образом на долгие годы обрек на раздельное существование рынков банковских услуг и ценных бумаг. Хотя в последние годы регулирующие органы страны предпринимают усилия по дерегулированию обоих рынков и стимулированию укрупнения бизнеса, наличие большого числа небольших банков, инвестиционных, брокерских и страховых компаний мешает эффективному использованию информационных технологий в финансовой и банковской сферах.

Повышению эффективности использования инновационного потенциала в области информационных технологий американским банкам и финансовым компаниям мешают и собственные стратегические и тактические ошибки. Во всем мире стоит проблема укрепления связи с клиентами и повышения их лояльности. Однако ни в одном регионе банки и финансовые компании не затратили столько средств на покупку ПО, известного под названием «управление отношениями с клиентами» (CRM), как в США. Согласно имеющимся оценкам, четыре из пяти проектов внедрения CRM-систем оканчиваются неудачей. И все же эти оценки не мешают американским компаниям, работающим на рынках финансовых и банковских услуг, тратить все большие средства на закупку новых или апгрейд уже имеющихся CRM-систем.

Разумеется, далеко не все американские банки и финансовые компании потратили свои деньги на реализацию CRM-проектов без всякого эффекта. Примерами весьма удачных внедрений таких проектов является банк Wells Fargo и брокерская фирма Charles Schwab. Банк с успехом использует систему управления отношениями со своими ритейловыми клиентами для перекрестных продаж продуктов и услуг. Брокерская фирма Charles Schwab одной из первых в отрасли стала использовать систему CRM для ускорения и упрощения доступа клиентов на рынки ценных бумаг с помощью Интернета. Даже после краха «новой» экономики в 2001 г. компания продолжает оставаться на плаву, адаптировав свою CRM-систему к потребностям клиентов в финансовом консалтинге.

Как это ни странно на первый взгляд, но откат многих финансовых и банковских учреждений от массового использования интернет-технологий и возвращение к использованию физических отделений и филиалов для взаимодействия с потребителями может оказаться фактором, который стимулирует новый скачок спроса на информационные технологии. Эксперты уже подметили, что многие западные банки и финансовые компании по-прежнему используют в своей работе системы, основанные на технологиях 1960—1970-х гг. и использовании мейнфреймов. Такие системы, даже при надлежащей технической поддержке, находятся в состоянии не только морального, но и физического износа. Поэтому в ближайшие годы (при условии сохранения банками и финансовыми компаниями стратегий на использование физических каналов реализации своих продуктов) следует ожидать нового всплеска затрат на покупку дорогостоящих информационных систем крупными игроками рынка финансовых и банковских услуг. В настоящее время специалисты внимательно следят за реализацией двух крупных проектов по замене устаревших ИТ-систем в банках: швейцарский Union Bank и германский Deutsche Postbank планируют потратить более 800 млн долл. каждый на замену своих ИТ-систем. В случае успеха у поставщиков новейших информационных технологий появляется блестящий шанс существенно поднять планку своих продаж.

Наконец, не стоит забывать о такой «бомбе», как «Базель-2». Новый свод международных правил функционирования банковских учреждений, который должен начать действовать в 2006 г., уделяет особое внимание вопросам безопасности финансовых транзакций и обеспечения жесткого контроля за кредитными рисками. Внедрение нового базельского стандарта по времени совпадает с прогнозируемыми отраслевыми аналитиками сроками массовой замены устаревшего оборудования и программного обеспечения в европейских и особенно американских банках и финансовых компаниях. Поэтому поставщики новейших информационных технологий на рынки финансовых и банковских услуг уже сейчас могут делать ставки на начало нового циклического подъема отрасли в 2006 г.



Система охраны периметра на основе ЭЛЕКТРОШОКОВОГО воздействия Хорошо себя зарекомендовавшие и эффективные средства защиты объектов. Система охраны периметра представляет собой самостоятельное или дополнительное ограждение и выполняет сразу четыре функции: может одновременно являться механическим препятствием, системой сигнализации, сильным психологическим барьером, а также способна непосредственно отражать нападение, на определённое время обездвиживая нарушителя.

 

От полимерного покрытия зависит как долго металлочерепица будет радовать.. Не стоит забывать, что чем больше уклон кровли тем больше расход кровельного материала. Металлочерепица.

Статьи, интервью, публикации