В долгах как в шелках. Рост рынка потребительского кредитования. Правила денег от Уоррена Баффета, инвестора №1 в мире.

Банки и административно-финансовые учреждения Брюсселя

«С тех пор как в 1830 г. в результате буржуазной революции Бельгия стала независимым государством,  создавалась легенда о «бельгийском рае», порожденная несомненными успехами бельгийской государственности в первые десятилетия независимости. Тут имело значение и успешное завершение освободительной борьбы, и быстрый рост торговли и промышленности, и передовая конституция, провозглашавшая принцип «суверенитета нации». Богатели и процветали собственники… Может быть, именно поэтому бельгийское королевство осталось в стороне от разбушевавшейся в XIX в. в Европе политической стихии».

Из предисловия к книге Шарля де Костера «Легенда об Уленшпигеле»

Среди западноевропейских столиц Брюссель занимает особое место. По числу размещенных здесь международных политических, административных и кредитно-финансовых учреждений этот город можно смело назвать «столицей Европы».

Брюссель — административно-политический и коммерческий центр европейского экономического сообщества. Здесь же расположены штаб-квартира НАТО, центральные конторы и филиалы многих крупнейших банков, транснациональных корпораций, концернов. Как ни в одной другой западноевропейской столице, гордящейся многовековой историей и многочисленными сохранившимися памятниками архитектуры прошлых эпох, здесь остро ощущается разрушительное вторжение в застройку города институтов международного масштаба. Значительную роль в радикальном изменении городской ткани сыграли международные выставки, проводившиеся в Брюсселе уже два раза — в 1935 и 1958 гг.

Специфика банков и административно-финансовых учреждений Брюсселя связана с его многовековым статусом столичного города. Будучи административным центром бельгийской провинции Брабант в составе Нидерландского королевства, Брюссель на протяжении многих веков являлся столицей и средоточием финансов не только Бельгии, но и значительной части Европы. Основанный в 580 г. на реке Сенне, Брюссель уже в VII в. превратился в важный посад, называвшийся Брукселе. В ХI в. город оказался на пути, связывающем ганзейские города Брюгге и Кельн. Это послужило толчком к его росту, и в XIII в. город вышел за пределы своего первого земляного вала. Был построен новый вал, о протяженности которого напоминают сегодняшние бульвары города. Во времена Бургундского герцогства, когда Филипп Добрый разместил в Брюсселе свою резиденцию, в городе развивалось производство предметов роскоши, обойное ремесло, работали золотых и серебряных дел мастера. Бургундия была столицей мод и хорошего вкуса. И позже, в период господства Габсбургов, город не утратил своего значения. Филипп  II перевел центральное правительство и финансы исторических Нидерландов в Брюссель.

В XIX в. город был средоточием финансов обширного королевства Нидерландов — с 1815 г. он попеременно с Гаагой являлся местом пребывания резиденции нидерландских королей. Народными волнениями в Брюсселе 25 августа началась бельгийская революция 1830 г., приведшая к освобождению территории страны от голландских войск. После обретения Бельгией статуса самостоятельного государства Брюссель стал ее столицей. Здесь, к слову сказать, в 1844—50 гг. молодой бельгийский писатель Шарль де Костер зарабатывал себе на жизнь в знаменитом брюссельском банке La Societe General de Belgique, фактически управлявшем всей промышленностью Бельгии.

Обилие банков и финансовых учреждений, конечно, не могло не влиять на архитектурный облик столицы.

В отличие от многих европейских городов, где новые банковские здания часто стилизованы под старину, а современные постройки преимущественно оттеснены в новые районы города, в Брюсселе новые здания банков можно встретить везде — и в историческом центре, и на периферии. Местными архитекторами признавалась совсем не обязательной стилизация «под старину» — в течение всего ХХ столетия они смело использовали современные формы и материалы, контрастирующие с историческим окружением.

Еще в начале 1890-х гг. Бельгия стала одним из центров борьбы с канонами классицизма и с эклектикой. Здесь на основе использования возможностей новых строительных материалов, конструкций и учета новых функциональных требований, предъявляемых к зданиям, создавался стиль европейского модерна. Своеобразной ареной борьбы рационалистической современной архитектуры с неоклассицизмом и эклектикой стала Международная выставка в Брюсселе 1935 г. Многие здания тогда демонстрировали возможности создания современного архитектурного облика с использованием новых материалов — прежде всего железобетона и стекла. Они резко контрастировали с каменной готической и барочной застройкой старых кварталов Брюсселя. Позже, в период послевоенной реконструкции, приуроченной к организации в Брюсселе международной выставки 1958 г., под центральными кварталами города был проложен транзитный подземный туннель, соединяющий Южный и Северный городские железнодорожные вокзалы. Тогда же архитекторами активно застраивалась транспортная магистраль, проложенная в объезд центра. Офисно-банковские преобладали в застройке этой магистрали — например, на участке бульвара du Jardin Botanique. В 1967 г. был разработан проект создания в районе Северного вокзала крупномасштабного Всемирного торгового Центра, состоящего из развитой транспортной эстакады и восьми высотных башен, где предполагалось разместить торговые и банковские представительства многих стран мира.

Столь радикальное вторжение современных архитектурных форм в историческую ткань города вызывало и вызывает сегодня неоднозначную оценку.

Может быть, поэтому именно в Брюсселе в конце 1970-х гг. была основана Архитектурная школа реконструкции города, основным объектом профессионального интереса которой стало архитектурное наследие традиционного европейского города. Архитекторы этой школы стремились создавать такие формы современного зодчества, которые в гармонии сосуществовали бы с исторической застройкой, не разрушая ее духа и традиций.

Архитектурные стили образуют пласты своеобразного «слоеного пирога» в застройке Брюсселя; сосуществуя на улицах города, они рассказывают о его истории. Банки можно узнать в зданиях, относящихся к самым различным архитектурным стилям — здесь и готика, и барокко, и классицизм, и постройки ХХ в. — модерн, эклектика, неоклассицизм начала века, функционализм его середины, разнообразные здания самых последних лет — как вписанные в историческую застройку, так и контрастирующие с ней.

Наиболее яркий образ архитектуры Брюсселя, можно сказать, его визитная карточка — это центральная городская Большая площадь, Grand Place — сердце средневекового города. Площадь удивительно интерьерна, это своего рода зал под открытым небом. Жители города считают ее красивейшей площадью мира. Она имеет форму прямоугольника длиной 110 м и шириной 68 м и плотно обстроена по периметру многоэтажными старинными зданиями. Здесь ежегодно проводятся красочные выставки цветов и карнавалы — и тогда все пространство площади превращается в яркий удивительной красоты ковер, сотканный из живых цветов, а на фоне старинных каменных готических построек воздвигаются легкие временные трибуны, где толпятся нарядные зрители. Эта площадь — наглядный пример сочетания старого и нового в жизни Брюсселя. Главное здание на площади — Городская ратуша со своей элегантной дозорной башней XV в., напротив нее — Дом Короля XIII в. Городская ратуша — самый примечательный из старинных памятников Брюсселя и одно из самых красивых строений готической архитектуры в Бельгии . 

Рис. 1. Большая площадь в Брюсселе.

Дом Короля, бывший первоначально складом для пекарей, позже — при герцоге Брабантском — служил конторой по сбору налогов .

Рис. 2. В Доме Короля раньше находилась контора по сбору налогов

Вокруг Большой площади располагаются дома самых богатых гильдий XVII в. Ныне в некоторых из них размещены представительства преуспевающих национальных банков. Каждый из домов имеет свое собственное имя. В доме «Волчица» помещалась Гильдия стрелков из лука. Дом украшен статуями и скульптурами. Статуи на третьем этаже изображают Правду, Ложь, Раздор и Мир. Над щипцом крыши возвышается золоченый Феникс. Здесь расположилась штаб-квартира СВС-банка (Кредит-банк-Корпорейшн) (рис. 3). Этот частный банк относится к тройке самых крупных банков стран Бенилюкса.

Рис. 3. Штаб-квартира СВС разместилась в здании Гильдии стрелков из лука на Большой Площади

«Лиса» — дом Гильдии продавцов галантереи. «Рожок» также называют Домом лодочников. Стрельчатый фронтон дома выполнен архитектором в форме кормы. Дом «Мешок» принадлежал Гильдии краснодеревцев и бочаров. Стрельчатый фронтон выполнен в форме сундука. Над дверью — выразительная вывеска: в руках одного человека мешок, в который глубоко засунул руки другой человек. «Тележка» — дом Гильдии производителей жиров и масел. Щипец крыши украшен гирляндами цветов и фруктов. В нише — статуя святого Жиля, покровителя производителей жиров и масел. «Дом пекарей», или «Король Испании» — дом Гильдии пекарей — самой многочисленной и богатой в городе. Над дверью помещается бюст святого Обера, покровителя пекарей. Посередине четвертого этажа в декоративном элементе помещается бюст короля Испании Карла. Дом увенчан восьмигранной ротондой с куполом, над которым возвышается золоченая скульптура Славы с флажком в руках.

В банковских кругах считается крайне престижным иметь хотя бы небольшой представительский офис в одном из этих красивых старинных зданий на Grande Place. Помимо банков, здесь также размещены самые дорогие отели и рестораны, фешенебельные магазины.

В конце XIX в. в Брюсселе был торжественно открыт Сквер Малого Саблона — одно из красивейших мест в городе, напоминающих об истории развития средневековых ремесел и торговли. Сквер окружен прекрасной оградой из кованого железа. Ряд колонн ограды увенчан элегантными бронзовыми фигурами, символизирующими ремесла Брюсселя, процветающие в городе со средних веков до наших дней .

В центре сквера — статуя графов Эгмонта и Горна, патриотов и мучеников, казненных герцогом Альба.

Рис. 4. На колонне ограды сквера Малого Саблона — бронзовая фигура средневекового ремесленника, на заднем плане — статуя графов Эгмонта и Горна

А напротив сквера — одна из прекраснейших готических церквей Бельгии, построенная в XIV в. Гильдией арбалетчиков Церковь Богоматери Саблона — настоящее кружево из камня . Эта церковь славится красотой своих интерьеров с великолепными витражами.

Брюссель XVIII в. — город барокко. Во многих путеводителях его так сегодня и называют, так как с тех времен здесь сохранились многочисленные памятники архитектуры. Красота и пышность этих зданий привлекает многие крупные банки (Generale bank, Credit Generale), располагающие свои офисы и представительства в барочных постройках исторического центра города.

В ту эпоху в центре Брюсселя находился утраченный ныне Королевский Монетный Двор; о его существовании сейчас напоминает название построенного позднее Королевского театра Монетного Двора.

В конце XIX — начале XX в. Брюссель существенно расширил свои границы. В городскую черту был включен ряд пригородов, построено много новых жилых кварталов. В 1873 г. в Брюсселе было возведено репрезентативное здание Биржи, ставшей центром экономической жизни капиталистического города, местом встречи бельгийского финансового мира.

На шести колоннах с коринфскими капителями возвышается фронтон с барельефом, изображающим Бельгию, защищающую промышленность и торговлю. Центральный зал имеет форму креста 43х37 м, высокий купол зала покоится на 28 колоннах. Над куполом возвышается изящная ротонда. Высокий аттик украшен гербами, рельефами и скульптурными композициями. Здание стоит на высоком рустованном цоколе. Высокие окна обрамлены колоннами и пилястрами. Мотив фронтонов и лучковых сандриков повторяется в здании многократно — и в рисунке карниза, и в аттике, и в обрамлении окон первого этажа.

Примерно тогда же около бульвара Berlaimont образовался целый банковский квартал, занимаемый сегодня Национальным банком Бельгии. Квартал ограничен Банковской улицей и площадью Св. Гудулы, на которой высится один из самых величественных храмов Брюсселя — собор Св. Михаила XIII в. Внутри банковского квартала — несколько тесных внутренних дворов-колодцев. По периметру квартал плотно застроен пяти-, шестиэтажными зданиями, созданными в разные периоды. На улицу Дикого Леса обращен монументальный портик с ионической колоннадой, рельефами и скульптурой, выполненный в стиле неоклассицизма начала XX в. Вплотную к этому представительному зданию стоят более современные и несколько однообразные постройки. Выходящий на бульвар фасад представительства банка расчленен прямоугольными пилястрами. Безоконное угловое здание служебного назначения, выходящее на улицу Collegiale, представляет собой почти скульптурный объем, ограниченный криволинейными глухими стенами.

В начале XX в. в Брюсселе развернулось широкое строительство новых типов деловых и общественных зданий. Под американским влиянием здесь на какое-то время распространился неоклассицизм с использованием упрощенного, лишенного декоративных элементов ордера. Примером такого типа зданий является внушительных размеров здание Waga-bank, расположенное на бульваре Морис Лемоннье. Размеры, монументальность и строгость архитектурных форм здания вызывают уважение, однако красивым его назвать трудно .

В плотно застроенных старых районах Брюсселя, где вдоль улиц сплошным рядом выстроились дома разных эпох с узкими многоэтажными фасадами, новые дома приходится «врезать» в этот ряд. Архитекторы смело вводят в строй домов различных эпох современное здание из бетона и стекла,  и это придает особый колорит всей застройке. Площадь де Брукер, расположенная на оси бульваров Морис Лемоннье, Анспак и Адольф Макс, соединяющих Южный и Северный вокзалы Брюсселя, — самый центр города. Здесь высятся современные многоэтажные здания из стекла, металла и бетона, подчеркнуто контрастирующие со старинной барочной застройкой, сохранившейся вдоль зеленых бульваров. И в современных, и в исторических зданиях размещены многочисленные банковские представительства. В многоэтажном здании, возвышающемся над трех-, четырехэтажным подиумом, разместились банковские службы и представительства банков Gemeentekrediet, CGER, ASLK. Оранжевая фирменная эмблема выделяется на сером геометрически-однообразном торце дома. Рядом, на барочном фронтоне исторического здания огромная буква G — символ Generale bank .

Начиная со второй половины XX в. в бельгийской архитектуре усилилось влияние американской разновидности функционализма — школы Мис ван дер Роэ. Это в первую очередь относится к строительству офисных и банковских зданий — одним из которых является построенное в Брюсселе в 1958 г. здание Социального обеспечения. Удачно расположенное на одной из высоких точек города, здание представляет собой плоскую высокую стеклянную призму с прямоугольным основанием, вырастающую из широкого стилобата. Здание замыкает перспективу одной из главных магистралей города и является композиционным центром ансамбля, включающего окружающую разновременную застройку и расположенный перед зданием живописно распланированный тенистый сквер со скульптурой под открытым небом. Реалистические скульптуры контрастируют с обликом здания, урбанистический характер которого вполне соответствует потоку автомашин, несущихся мимо по современной магистрали, которая вблизи здания уходит в тоннель.

В самом центре города, на авеню Toisson d’Or выходят современные фасады построенного примерно в те же годы комплекса представительств традиционно одного из самых известных и крупных бельгийских банков — Банка Брюссель Ламберт . Выполненные в четком геометрическом стиле американского функционализма, сборные железобетонные здания производят солидное впечатление, хотя их отличает некоторое однообразие и суховатость архитектуры. На обширной площади перед банковским комплексом на высоких флагштоках развеваются фирменные зеленые флаги с символикой BBL.

В Брюсселе размещено образованное в 1958 г. Европейское экономическое сообщество, называемое еще Общим рынком.

ЕЭС — организация, включающая, помимо европейских стран-участниц, ряд ассоциированных членов. Среди целей ЕЭС — постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами-участницами, введение общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами, ликвидация препятствий для свободного перемещения капитала, создание валютного союза, унификация налоговых систем, разработка принципов согласованной экономической политики.

Около Южного вокзала Брюсселя высится только что построенный стеклянный небоскреб, облицованный блестящими зеленоватого цвета панелями. Это — многофункциональное здание, где размещены многочисленные службы вокзала, таможенные и банковские представительства .

Впечатляющая металлическая несущая конструкция покоится на мощных отделанных естественным камнем опорах V-образной формы, вокруг которых организован декоративный водоем. Стены нижнего этажа украшены декоративными панно и рельефами из натурального камня или керамики. В современной застройке Брюсселя этот прием характерен для зданий административно-банковского назначения. Таким образом увеличивается площадь незастроенной территории, создаются внутренние, почти интерьерные пространства дворов, где сотрудники офиса могут отдохнуть во время перерыва, а вся композиция приобретает пространственность, формальную остроту и своеобразие.

Даже беглый обзор банков бельгийской столицы позволяет увидеть весь так называемый слоеный пирог архитектурных стилей, свойственный современному Брюсселю. В этом городе банки размещены и в старинных каменных готических и барочных постройках, и в самых современных зданиях из стекла, бетона и металла. Банковские и административно-финансовые учреждения в зданиях разных эпох и архитектурных стилей тесно соседствуют в Брюсселе повсюду —  в центре и на окраинах. Вся история развития европейской архитектуры предстает перед глазами на улицах Брюсселя — современной «столицы Европы».

Инна Дианова-Клокова



Монтаж натяжных потолков в Ульяновске и Ульяновской области В результате ваши напольные покрытия и стены остаются чистыми, а наши монтажники работают спокойно. В своей работе мы используем удобные лазерные дальномеры и нивелиры, это позволяет идеально точно производить замер комнаты и быстро произвести разметку линий креплений для установки натяжных потолков.

НОВОСТИ

23 июня 201722 июня 201720 июня 201719 июня 2017

Статьи, интервью, публикации