Кто и о чем подумал бы в первую очередь при упоминании имени Адама Смита?
Любитель словесности XIX в. воскресит в памяти пушкинские строки:
...Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет...
Экономист XX в. вспомнит об одном из крупнейших представителей классической политической экономии XVIII в. и авторе «Исследования о природе и причинах богатства народов».
Представители российских и международных финансовых организаций XXI в. в первую очередь подумают об институте Адама Смита (The Adam Smith Institute) и одноименной конференции.
Теперь оставим историю и обратимся к современности — к международной конференции британского института Адама Смита «Розничные финансовые услуги в России», которая проходила в Москве с 17 по 18 июня 2003 г. и собрала более 150 делегатов и докладчиков, представлявших российские и международные финансовые организации, банки, банковские ассоциации и союзы, а также страховые и инвестиционные компании.
На конференции с докладами выступили президент и председатель правления Сбербанка РФ Андрей Казьмин, заместитель председателя Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Государственной Думы Владимир Тарачев, председатель правления «Райффайзенбанк Австрия» Мишель Перирэн, генеральный директор Ситибанка Аллан Херст, заместитель председателя совета директоров Альфа-банка Мачей Лебковски, председатель правления банка «Менатеп СПб» Дмитрий Лебедев, председатель совета директоров банка «Русский Стандарт» Рустам Тарико и др.
Работа на конференции велась в рамках нескольких секций.
Макроэкономический климат и рост рынка розничных финансовых услуг:
Развитие потребительского кредитования:
Розничный банковский бизнес:
Приближение российского ипотечного кредитования к мировым стандартам:
Эволюция рынка страхования:
Отдельная сессия была посвящена развитию технологий и систем обслуживания с использованием кредитных карточек. Во время сессии были рассмотрены следующие вопросы:
В работе конференции приняли участие главные игроки российского пластикового рынка — представители платежных систем, банков и компаний — разработчиков ПО.
Тему пластиковых карточек на конференции открыл вице-президент Mastercard Europe Андрей Королев: «Мы ожидаем, что российские банки с иностранным капиталом будут играть все возрастающую роль в развитии розничных услуг. Все мы знаем, что розница и оказание розничных услуг эффективны и прибыльны и являются одним из приоритетов во многих иностранных банках, представленных в России. Количество карточек и сеть приемов в России также будут расти и приблизятся к существующим сегодня средним показателям для стран Центральной и Восточной Европы, а именно — 40 пластиковых карточек на 100 человек населения. Сегодняшний российский уровень — четыре карточки на 100 человек (в 2001 г. в РФ на 100 человек населения приходилось три пластиковые карточки). Мы ожидаем, что к 2006 г. в России этот показатель вырастет до 14—15 карточек».
С презентацией «Банковские карточки: рост продаж в регионах» выступил заместитель председателя правления банка «Возрождение» Марк Нахманович, представившийся не финансовым аналитиком, а банковским практиком и выразивший большую признательность представителям международных платежных систем Mastercard Europe и Visa International, благодаря которым за пределами МКАД банком «Возрождение» были созданы «первые очаги онлайна».
Примерно 35% населения Москвы имеют пластиковые карточки, тогда как в Московской области, которую обслуживают 10—12 банков, этот показатель составляет всего 3—4%. Говоря о банковской карточке как инструменте предоставления услуг частным клиентам, г-н Нахманович выделил следующие направления: платежный сервис банкоматов (оплата мобильной связи), sms-сообщения и голосовой сервис, депозитные операции с помощью банкоматов и кредитование.
Заместитель генерального директора представительства Visa International в Москве Оливер Хьюз в своей презентации подробно остановился на понятиях кредитной карточки и револьверной кредитной карточки и специфике российского рынка в этом отношении. В России, по словам г-на Хьюза, есть все предпосылки для развития рынка кредитных карточек, который в скором будущем станет очень прибыльным. С точки зрения кредитных карточек платежной системе в России интересен сегмент среднего класса (доход в месяц — более 500 долл.), который на сегодняшний день по оценке Visa International составляет более 6 млн человек.
Заместитель председателя правления Импэксбанка Павел Иванов свой доклад посвятил технологии расчетов в Интернете с помощью банковских смарт-карточек.
Особый интерес участников конференции вызвал доклад г-на Казьмина «Роль Сбербанка России в формировании условий для развития розничных финансовых услуг».
Основным условием развития розничных финансовых услуг является стабилизация экономической ситуации в стране. В последние годы наблюдается устойчивое улучшение макроэкономического климата, который характеризуется общим ростом экономики, в том числе производственного сектора, снижением темпов инфляции, ростом розничного товарооборота, реальных доходов населения и т. д.
По данным Госкомстата РФ, наблюдается:
В 2002 г. по сравнению с 2001 г. Сбербанк практически в два раза увеличил эмиссию карточек. Объем привлеченных средств на счета банковских карточек в 2002 г. вырос в 1,7 раза до 19,2 млрд руб. Оборот в эквайринговой торговой сети Сбербанка России увеличился за 2002 г. также в 1,7 раза и составил 3,6 млрд руб. В 2002 г. банк расширил инфраструктуру обслуживания карточек: банкоматов — на 76%, а торгово-сервисных точек — на 60%.
Доля Сбербанка, по данным Сбербанка, ЦБ РФ и Госкомстата РФ, на 1 января 2003 г. на рынке операций с банковскими карточками такова:
Российская банковская система в плане работы с пластиковыми карточками уступает многим развивающимся странам. Всего в России по состоянию на 1 января 2003 г. было выпущено около 15,5 млн банковских карточек, что сопоставимо с количеством карточек, выпущенных, например, в Польше. Однако по уровню охвата рынка пластиковыми карточками Россия значительно уступает Польше — 10,8% населения против 37%. В других странах Восточной Европы (Словении, Чехии и Венгрии) этот показатель составляет 40%, 44% и 51% соответственно. Отчасти процесс популяризации пластиковых карточек в России сдерживается низкими темпами развития карточной инфраструктуры: банкоматов, магазинов, где можно расплатиться кредиткой и т. п. В России в 2002 г. на один миллион населения приходилось всего лишь 63 банкомата, в то время как в Чехии этот показатель равен 187, Венгрии — 254, а в Словении — 517 (по данным центральных банков этих стран).
Среди факторов, сдерживающих развитие банковского розничного обслуживания в России:
Что же касается инфраструктуры для обслуживания банковских карточек, то по данным на 1 января 2003 г. эквайринговая сеть Сбербанка России состоит из 1958 банкоматов в 72 субъектах Российской Федерации и 7143 торгово-сервисных точек. В системе Сбербанка России действуют более 5,3 тыс. пунктов выдачи наличных денежных средств в 1314 населенных пунктах 80 субъектов Российской Федерации.
Стоит отметить выгодное положение компании БПЦ (как компании-разработчика) в части отсутствия конкуренции как во время выступления докладчиков, так и во время работы экспозиции.
На стенде компании была представлена демоверсия системы SmartVista для процессинга пластиковых карточек и розничного бизнеса. Посетители могли ознакомиться с концепцией построения системы самообслуживания банка на базе продуктов SmartVista. Демонстрация новых розничных услуг, доступных держателям карточек через обычный банкомат, включала такие операции, как перевод средств, оплата коммунальных услуг, онлайновое пополнение счета мобильного телефона и получение мини-выписки.
Генеральный директор компании БПЦ Анатолий Логинов выступил перед участниками конференции с презентацией на тему «Интегрированное решение для розничного банка». Основной тезис его доклада можно сформулировать так: новые розничные услуги и продукты, базирующиеся на современных технологиях процессинга, становятся доступны широкому кругу банков с использованием продуктов семейства SmartVista. Г-н Логинов говорил также о том, что собой представляет современная банковская розница в России и является ли она реальным бизнесом или это очередная расточительная мода. Ведь для одних интернет-, CRM- и ритейл-проекты оказались доходным и достойным бизнесом, а других такие проекты привели к значительным потерям инвестиций.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Классика сбережений - вклад в банке. Услуги на рынке валютных обменов FOREX. Дилинговые центры FOREX. Стратегии управления инвестиционным портфелем. Оптимальный выбор — фьючерсы. Отечественный рынок производных финансовых инструментов. Есть ли вечные ценности или имеет ли смысл инвестировать в золото, серебро, платину и платиноиды? Модели ипотечного кредитования и перспективы их применения. Зарубежная недвижимость. Домик у моря. Инфляция или укрепление рубля: какое из зол меньше? Золото как инструмент оптимизации инвестиционного портфеля.Первичный и вторичный рынки ценных бумаг
Ипотека: монополия или конкуренция
Инновационные программы должны быть подвергнуты "усушке"
Что должен знать клиент, прежде чем заключить договор с банком
Патентная неизбежность для малого бизнеса
Лучше банка может быть только… брокер!
Ипотека. Сегодня это слово у всех на слуху. Однако далеко не все знают...
Виды инвестиционных качеств ценных бумаг и методы их оценки
425 000 000 клиентов Facebook, которые не приносят доход
Информация, размещенная на сайте, получена из открытых источников, не претендует на полноту, актуальность и гарантированную достоверность, не предоставляется с целью оказания консультативных услуг и не является публичной офертой к осуществлению каких-либо инвестиций. Редакция проекта и авторы текстов не несут ответственности за возможные убытки, связанные с использованием содержащейся на страницах портала bankmib.ru информации. Финансовое инвестирование сопряжено с повышенным риском, в связи с чем инвесторам необходимо провести самостоятельный анализ ситуации и объектов инвестирования перед вложением средств.