Visa или MasterCard? Карту какой платежной системы выбрать? Кто на свете всех богаче? Анализ роста благосостояния в мире.

Коммерческие банки и страховые компании: конкуренты или партнеры

На самом деле, при том, что сегменты рынка, на которых оперируют банки и страховые организации (с программами личного страхования), пересекаются, клиент у них все-таки преимущественно разный. К услугам банка обращаются клиенты (физические лица), основными движущими мотивами которых являются доходность и относительная ликвидность (достаточная безболезненность изъятия) вложений, в то время как накопительные страховые полисы покупают клиенты, для которых существенны доходность и защита от рисков.

Таким образом, речь не идет, на наш взгляд, о ценовой конкурентной борьбе за «пограничного» клиента. Так, наиболее разумным способом дополнительного привлечения клиентов страховщиками за счет банковских вкладчиков является, предположительно, наибольшее развитие рисковой составляющей (возможность гибкого страхования по различным группам рисков, т. е. предложение спектра вариантов в рамках одного вида страховых услуг) при сохранении уровня доходности, примерно соответствующего доходности банковских вложений. При этом «чисто банковские» вкладчики ими и останутся: если человек не хочет страховаться и терять такие преимущества, как ликвидность и возможность произвольного осуществления вкладов, он не уйдет из банка в страховую компанию. С другой стороны, клиент, который хочет застраховаться, сделает это, даже если банк предложит более выгодный процент по вкладам.

Следовательно, в данном случае (как и всегда при межотраслевой конкуренции) можно говорить не о прямой, а о перекрестной эластичности спроса по цене. Взаимозависимость и, следовательно, жесткость конкурентной борьбы здесь гораздо ниже, нежели у аналогичных финансовых институтов. Допустим, если на рынке присутствуют страховая компания А и коммерческий банк Б, и страховая компания повысила процент на 5 пунктов по накопительным полисам личного страхования, то число вкладчиков, которые уйдут из банка в страховую компанию, как правило, будет ниже, чем если бы в аналогичной ситуации процент на 5 пунктов повысил конкурирующий коммерческий банк С.

Тем не менее конкуренция на рынке привлечения клиентов между страховщиками и коммерческими банками все-таки существует. Например, как мы покажем далее, для крупного банка с развитой филиальной сетью и «раскрученным» именем может быть выгодно выступать оптовым продавцом страховых полисов за комиссионные — дополнительных затрат практически никаких (отделения банка по определению являются местом сбора потенциальных клиентов, в том числе страховщиков), и комиссия фактически означает повышение чистого дохода банка. С другой стороны, могут существовать так называемые вмененные издержки, связанные как раз с феноменом межотраслевой конкуренции. Может произойти определенный «отток» потенциальных клиентов по вложениям в финансовые инструменты самого банка (срочные и текущие вклады). Иначе говоря, пришедший «к окошку» клиент, увидев объявление о продаже страхового полиса, может передумать и вложить средства в накопительное страхование, а не на банковский депозит. Промоутерские услуги (услуги по продвижению на рынок) банков страховщикам на рынке привлечения, таким образом, могут стать «зоной конфликта» общих и конкурентных интересов. Оптимальное решение принимается с учетом индивидуальной специфики контрагентов (банка и страховщика), продаваемых финансовых инструментов и возможных схем взаимодействия.

На «открытом» рынке размещения конкуренция между страховыми компаниями и банками весьма слаба, можно даже сказать, что ее фактически нет. Это связано с тем, что в России перманентно присутствует ситуация инвестиционного голода, поэтому речь не идет об ограниченном спросе на инвестиции при наличии избыточного предложения, скорее наоборот. Можно, конечно, отметить, что страховщики и банки оперируют на одном рынке биржевых ценных бумаг, однако здесь конкурентами являются все операторы данного рынка и отраслевая специфика какой-то существенной роли не играет.

Основные формы сотрудничества коммерческих банков и страховых компаний

Итак, основными направлениями взаимодействия коммерческих банков и страховых организаций, как уже указывалось, являются:

Размещение страховых резервов

Основными принципами размещения страховых резервов для обеспечения финансовой устойчивости страховой компании являются:

В развитых странах Запада именно доход от размещения страховых резервов является основной составляющей прибыли страховых организаций.

В соответствии с Законом о страховании и Правилами размещения страховых резервов существуют определенные ограничения использования коммерческих банков в качестве финансовых посредников страховых компаний по размещению резервов:

Исходя из вышесказанного, основными формами взаимодействия страховых компаний и банков в российской экономике являются следующие:

Вариант 1.
Банк выступает как агент страховой организации:

Вариант 2.
Ликвидные ценные бумаги банка (акции, депозиты, векселя, облигации) являются объектом самостоятельной инвестиционной деятельности страховых организаций.

Участие банка в проведении эмиссии акций страховых организаций осуществляется классическими способами. Инструментарий же трастового управления, базирующийся на принципах диверсификации вложений, одинаков для трастовых отделов банков, осуществляющих агентские услуги страховым организациям, и для самостоятельной инвестиционной деятельности страховых компаний.

Таким образом, основными направлениями взаимодействия страховых компаний и коммерческих банков по размещению страховых резервов в российской экономике являются:

Страхование источников погашения кредита

Данное направление сотрудничества банков и страховщиков является наиболее перспективным из всех упомянутых:

Смысл сотрудничества в сфере страхования источников погашения кредита в общем-то достаточно прозрачен. Любые кредитные вложения предполагают явное или неявное обеспечение возврата кредита со стороны заемщика (уровень финансовой стабильности фирмы-заемщика — пример неявного обеспечения, залог со стороны заемщика — пример явного обеспечения). Банк жизненно заинтересован в возврате выданного кредита, поэтому для него бывает выгодно заплатить страховую премию для защиты от наиболее вероятных рисков, которые могут обусловить невозможность возврата кредита заемщиком.

В самом явном виде страхование источников погашения кредита имеет место при залоговом кредитовании, когда страховая компания страхует объект залога в части внешних рисков (огневое страхование, титульное страхование и пр.). При этом бенефициаром (выгодоприобретателем) страхового отношения является банк — при наступлении страхового события сумма возмещения страховой стоимости объекта залога перечисляется на его корреспондентский счет.

Залоговое кредитование является простейшим примером оказания услуг страховой компанией по защите банка от основных рисков невозврата кредита. Существует и ряд других, более сложных схем взаимодействия по страхованию рисков невозврата по отдельным технологиям кредитования.

В качестве примера рассмотрим, как коммерческий банк и страховая компания могут взаимодействовать в сфере кредитования агропромышленного комплекса (АПК).

Банки могут выдавать сельскохозяйственному производителю:

Отметим при этом, что источником погашения кредита банка является выручка от продажи урожая сельскохозяйственного производителя, которая зависит от успешности осуществления сельскохозяйственного цикла (текущего сельскохозяйственного цикла по краткосрочным кредитам и сельскохозяйственного цикла ряда лет по долгосрочным кредитам). При этом требуется наличие ряда необходимых факторов того, чтобы сельскохозяйственный производитель успешно вырастил и реализовал урожай, таких как:

Понятно, что по каждому из данных факторов существует момент неопределенности и, соответственно, возникают риски. При этом отсутствие даже одного из перечисленных факторов может привести к тому, что выручки сельскохозяйственного производителя не хватит для расчета по взятому кредиту. Так, поломка сельскохозяйственной техники в период сева может привести к нарушению посевной и в результате к уменьшению физического объема собранного урожая по сравнению с запланированным уровнем. Следовательно, выручка от реализации у сельскохозяйственного производителя будет меньше. К такому же результату приведут и неблагоприятные погодные условия в данном году (засуха), падение цен на сельскохозяйственную продукцию на оптовом рынке, пожар на складе сельскохозяйственного производителя, где хранится собранный урожай. Некоторые из перечисленных факторов актуальны как для краткосрочного, так и для долгосрочного кредитования, другие — только для долгосрочного кредитования (неприкосновенность прав собственности, сохранность физического плодородия почвы).

Отметим в данном случае, что, вообще говоря, страхователем в данном случае выступает сам сельскохозяйственный производитель, который не менее банка заинтересован в возврате кредита. Банк же выступает бенефициаром страхового договора, при этом величина страхового возмещения покрывает часть возможных убытков невозврата кредита.

Так как возврат кредита при успешном осуществлении текущего сельскохозяйственного цикла (либо сельскохозяйственного цикла ряда лет) зависит от нескольких основных факторов (и возникающих по ним рисков), то страхование сельскохозяйственного производителя (с выгодоприобретением банком) носит комплексный характер, т. е. выдаваемый страховой полис обеспечивает защиту от набора страховых событий. Возможными страхуемыми рисками являются:

Спецификой страхования кредитных операций в сфере АПК являются следующие моменты:

Приведенный пример является иллюстрацией страхования комплекса рисков по отдельной кредитной операции банка. Другим примером комплексного страхования кредита может служить страхование условий погашения краткосрочного кредита, выдаваемого торговой фирме, занимающейся закупкой и реализацией импортных товаров. Здесь комплексный страховой полис включает в себя страхование грузов, коммерческих рисков, валютных рисков и ценовой конъюнктуры, т. е. всех основных условий успешного осуществления финансового цикла торговой компании.

Промоутерство (взаимное продвижение услуг на рынке и продажа финансовых инструментов партнера)

Целевые группы потребителей банковских и страховых услуг, как уже указывалось, тесно пересекаются. В этой связи банковские институты могут выступать в качестве агентов («проводников влияния») услуг «дружественных» страховых организаций. Иными словами, в соответствии с подписанным рамочным соглашением банк на условиях комиссии реализует страховые продукты контрагента, т. е. выступает как страховой брокер. Банку такой подход позволяет получать дополнительный доход без вложений в систему продаж — реализация страховых продуктов производится через существующую рыночную инфраструктуру банка. Промоутерское сотрудничество должно охватывать те страховые продукты, которые не пересекаются с банковскими продуктами промоутера. Так, если банк специализируется на краткосрочном привлечении на текущие вклады, а страховщик предлагает реализовывать полисы накопительного страхования на долгосрочный период, то конфликта интересов нет — наоборот, клиент получает возможность выбора, от чего выигрывает сам банк с точки зрения своего имиджа — обслуживание клиента становится комплексным.

Итак, в настоящей статье мы рассмотрели некоторые фрагменты межотраслевой конкуренции и возможного взаимодействия страховых компаний и коммерческих банков в сегодняшней российской экономике. Очевидно, что все-таки взаимодополняющий момент «перевешивает» конкурентный фактор и поэтому сотрудничество банка и страховщика возможно и разумно в контексте повышения эффективности ведения бизнеса обеих сторон.

Щиборщ Кирилл Викторович — независимый эксперт.

НОВОСТИ

27 апреля 202426 апреля 2024

Статьи, интервью, публикации