Современные информационные технологии — для банковского бизнеса
В последнее время с появлением высоконадежных серверов со сверхбольшими объемами внешней памяти (сотни и тысячи гигабайт информации) появилась возможность создавать архивы электронных графических образов оригиналов документов. При этом уровень затрат на информационные технологии является вполне приемлемым для многих организаций. Скоростные сканеры, обеспечивающие ввод нескольких тысяч документов в час, позволяют ввести за смену весь документопоток (десятки тысяч документов), проходящий за сутки через банк, а современные программы распознавания — произвести в процессе ввода распознавание текстов. Высокая пропускная способность и надежность телекоммуникаций дают возможность строить централизованные архивы документов для корпоративных и глобальных сетей. Таким образом, достижения в области компьютерных технологий позволяют на основе электронного архива по-новому решать проблемы автоматизации документооборота в банке, заметно повышая его управляемость за счет существенного повышения оперативности в работе и новых возможностей проведения аналитических исследований.
Автоматизация обработки платежных поручений. Система Cognitive Forms
Платежные поручения — один из самых массовых видов документов, используемых в работе банка, и поэтому задача автоматизации их обработки является чрезвычайно актуальной.
Казалось бы, стратегическое решение данного вопроса заключается в переходе от бумажных носителей к электронным. Однако дело обстоит не так просто. С одной стороны, в настоящее время официальным является только бумажный документ и очевидно, что решение массы юридических вопросов, связанных с их электронным представлением, займет еще немало времени. С другой — опыт стран, где подобные юридические проблемы уже решены, показывает, что все равно число бумажных документов не опускается ниже 50%.
Для решения проблем обработки платежных поручений российским проектным интегратором — компанией Cognitive Technologies разработана система «Cognitive Forms: Ввод Платежных Поручений» («Cognitive Forms:ВПП»). Разработки компании в этой области базируются на огромном опыте развития технологий распознавания образов и их интеграции с другими программными системами. Системы, реализованные Cognitive Technologies, используются сегодня более чем в 130 банках России. Они полностью соответствуют требованиям ЦБ РФ и оперативно модифицируются с учетом изменения последних.
По оценкам специалистов компании и представителей заказчиков, при массовом вводе документов использование технологии сканирования и распознавания образов позволяет повысить эффективность обработки в 5—10 раз (по сравнению с ручными способами). В то время как процент допускаемых оператором ошибок при вводе данных с клавиатуры часто достигает 5—7%, автоматизированная система с использованием методов контекстного и визуального контроля позволяет свести процент брака практически к нулю.
Важно отметить, что «Cognitive Forms: ВПП» автоматизирует не только процесс ввода документа (перевод из бумажного в электронный формат), но и весь последующий процесс до операции проведения платежа. Система предусматривает следующие этапы обработки платежных поручений:
Практически стопроцентная гарантия отсутствия ошибок при вводе платежных поручений обеспечивается не только высоким качеством технологий распознавания образов, но также и наличием разнообразных методов верификации (проверки информации на достоверность) содержимого документов, которые позволяют, в частности, полностью «отлавливать» ошибки даже на исходном носителе (что на практике встречается довольно часто). Верификация предусматривает контроль значений числовых полей на диапазон допустимых значений, сверку кодов и названий с содержимым хранимых справочников, так называемый контекстный контроль (согласованность значений вводимых данных) и ряд других алгоритмов.
Однако для внедрения автоматизированной системы необходима ее адаптация к конкретным условиям и задачам заказчика.
Ключевые модули системы являются независимыми и поэтому могут взаимодействовать по различным схемам, среди которых можно выделить два основных варианта обработки платежных поручений.
В первом случае для ввода платежных поручений используется несколько операторских машин, каждая из которых оборудована портативным сканером. При этом обработка документа может выполняться либо на отдельной машине, либо на общем сервере. Такой вариант особенно удобен, когда осуществляется индивидуальная обработка платежных поручений в режиме непосредственного взаимодействия с клиентом.
Другой вариант наилучшим образом подходит для потоковой обработки документов: одна станция с подсоединенным скоростным сканером обеспечивает сканирование и распознавание образов и затем передает информацию на несколько станций верификации. В обоих случаях полученные электронные документы экспортируются в АБС и могут быть помещены в электронный архив.
Многолетний опыт реализации системы обработки платежных поручений Cognitive Technologies показывает, что она может эффективно применяться не только в крупных, но и небольших банках при использовании самых разнообразных схем организации работы.
По оценкам разработчиков, экономический эффект от внедрения одного рабочего места системы «Cognitive Forms: ВПП» составляет порядка 5000 долл. в год.
Поддержка системы со стороны Cognitive Technologies предусматривает обучение пользователей, сборку технологической цепочки, консультации у специалистов или их вызов на место, возможны предоставление бесплатных обновлений и другие услуги.
Автоматизация делопроизводства и управления документами. Система «Евфрат»
Банк, наверное, как ни одно другое предприятие, нуждается в средствах хранения, систематизации и поиска разнородных документов с возможностью организации их эффективной коллективной обработки и жесткого разделения прав доступа. Платежные документы, договора, аналитические исследования и отчеты, наконец, организационно-распорядительная документация формируют в наши дни вал информации, с которой персонал может справиться лишь при помощи специально созданного для этих целей инструмента — системы ведения электронного архива (или системы управления электронными документами, EDMS) корпоративного масштаба. Подобные продукты обеспечивают:
В качестве примера отечественной системы такого класса можно привести разработку компании Cognitive Technologies — систему управления документами «Евфрат».
«Евфрат» может поставляться для платформ Windows 95/98/NT 4.0. Также существуют решения на базе СУБД Oracle и AS/400 (на базе СУБД DB2/400).
Основу «Евфрата» составляет система создания и ведения электронного архива документов самых различных типов: текстов, электронных таблиц, графических изображений, аудио- и видеоинформации. В процессе ввода и последующей обработки документов пользователь имеет возможность снабжать их необходимыми реквизитами, систематизировать их, размещая в системе иерархических папок, и находить, используя разнообразные средства поиска документов. Регистрация входящих документов производится по всем словам текста (в различных форматах файлов), а также по реквизитам. Имеется возможность создания реквизитов с фиксированным словарем значений, который может быть пополнен или изменен.
Пользователь может выполнять сложный полнотекстовый и реквизитный поиск документов с применением ряда логических операций. В системе «Евфрат» реализованы варианты поиска по аннотации и по названию документов, а также смешанный поиск в любой комбинации. Найденный документ можно просматривать во встроенном режиме просмотра с сохранением первозданного вида документов без вызова внешних программ.
Задачи делопроизводства решаются с помощью обеспечения групповой работы с документами на основе развитой системы управления правами доступа, создания иерархической структуры папок для хранения, реализации механизма контроля исполнения заданий. При этом можно выполнять операции формирования сводных отчетов по документам, хранящимся в архиве, или по результатам поиска.
Важной положительной чертой системы «Евфрат» для российских банков является то, что система учитывает основные особенности российского делопроизводства, складывавшиеся десятилетиями. Кроме того, система обеспечивает полнотекстовой и гиперполнотекстовой поиск информации с учетом морфологии русского языка (для многих импортных систем это все еще проблема).
Отметим, что в «Евфрат» встроено ПО сканирования и распознавания бумажных документов. Причем речь идет не только о неструктурированных первоисточниках (в этом случае применяется система распознавания текстов CuneiForm), но и о банковских формах, которые обрабатываются с помощью программы Cognitive Forms. В первую очередь это, конечно, касается платежных поручений. За счет интеграции всего этого комплекса с АБС появляется возможность существенно упростить и удешевить ввод данных в АБС без потери качества. Альтернативный вариант применения подразумевает использование комплекса для верификации клавиатурного ввода.
Выгоды от применения данной системы очевидны: документы обрабатываются быстро и без ошибок, внутренний алгоритм работы АБС не изменяется, а в случае необходимости всегда можно практически мгновенно свериться с отсканированными образами оригиналов.
Завершая обсуждение применения систем управления документами в современном банке, следует обратить внимание на два фактора.
Более подробную информацию о технологиях Cognitive Technologies можно найти на сервере www.cognitive.ru.
По материалам компании Cognitive Technologies.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Классика сбережений - вклад в банке. Услуги на рынке валютных обменов FOREX. Дилинговые центры FOREX. Стратегии управления инвестиционным портфелем. Оптимальный выбор — фьючерсы. Отечественный рынок производных финансовых инструментов. Есть ли вечные ценности или имеет ли смысл инвестировать в золото, серебро, платину и платиноиды? Модели ипотечного кредитования и перспективы их применения. Зарубежная недвижимость. Домик у моря. Инфляция или укрепление рубля: какое из зол меньше? Золото как инструмент оптимизации инвестиционного портфеля.Что должен знать клиент, прежде чем заключить договор с банком
Патентная неизбежность для малого бизнеса
Виды инвестиционных качеств ценных бумаг и методы их оценки
Ипотека. Сегодня это слово у всех на слуху. Однако далеко не все знают...
Ипотека: монополия или конкуренция
Лучше банка может быть только… брокер!
Инновационные программы должны быть подвергнуты "усушке"
425 000 000 клиентов Facebook, которые не приносят доход
Первичный и вторичный рынки ценных бумаг
Информация, размещенная на сайте, получена из открытых источников, не претендует на полноту, актуальность и гарантированную достоверность, не предоставляется с целью оказания консультативных услуг и не является публичной офертой к осуществлению каких-либо инвестиций. Редакция проекта и авторы текстов не несут ответственности за возможные убытки, связанные с использованием содержащейся на страницах портала bankmib.ru информации. Финансовое инвестирование сопряжено с повышенным риском, в связи с чем инвесторам необходимо провести самостоятельный анализ ситуации и объектов инвестирования перед вложением средств.